Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6028
» Новых за месяц: 172
» Новых за неделю: 35
» Новых вчера: 6
» Новых сегодня: 2



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

10.1. Формы организации обучения. Функции систем форм организации обучения

Форма организации обучения – это

  • способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы;
  • вариативная, и в то же время относительно устойчивая структура взаимодействия участников процесса обучения, характеризующаяся составом участников, временем, порядком, местом взаимодействия, оказывающая влияние на ход и результат учебного процесса;
  • "ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения" (В.В.Краевский, А.В.Хуторской [2, С.250]).

В системе формального образования эффективная реализация образовательного процесса обеспечивается не отдельными формами организации обучения, а их продуманной, взаимосвязанной системой, которая выполняет следующие функции (В. А. Ситаров, [2]):

Функции систем форм организации обучения

Рис. 10.1. Функции систем форм организации обучения

В педагогической литературе наряду с термином "форма организации обучения" также широко употребляется термин "форма обучения". В отличие от форм организации обучения, структурирующих жизненный цикл обучения в системе формального образования, форма обучения представляет собой способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).

10.2. Подходы к классификации форм организации обучения

В теории и практике образования накоплен значительный массив разнообразных форм обучения, что вызвало необходимость их классификации.

В. И. Андреев ( рис. 10.2) выделил три категории форм организации обучения, которые отражают специфику взаимодействия участников педагогического процесса (общие формы), особенности передачи учебного материала (внешние формы) и доминирующие образовательные цели (внутренние формы).

Классификация форм организации обучения В. И. Андреева

увеличить изображение
Рис. 10.2. Классификация форм организации обучения В. И. Андреева

В основу классификации форм организации обучения, предложенной авторским коллективом под руководством В. А. Сластенина, положены два критерия: количество обучающихся и специфика управления образовательным процессом ( рис. 10.3).

Классификация форм организации обучения (В. А. Сластенин и др.)

увеличить изображение
Рис. 10.3. Классификация форм организации обучения (В. А. Сластенин и др.)

Основанием классификации форм организации обучения Ч. Куписевича и И. П. Подласого являются: количество обучающихся, место и продолжительность обучения ( рис. 10.4).

Классификация форм организации обучения (И. П. Подласый, Ч. Куписевич)

увеличить изображение
Рис. 10.4. Классификация форм организации обучения (И. П. Подласый, Ч. Куписевич)

Интересна классификация внутренних форм организации обучения Т. И. Шамовой, представленная на рис. 10.5.

Классификация форм организации обучения (Т. И. Шамова)

увеличить изображение
Рис. 10.5. Классификация форм организации обучения (Т. И. Шамова)

В основу классификации внешних форм организации обучения А. В. Хуторского, показанной на рис. 10.6 , положены различия в коммуникативном взаимодействии основных субъектов образовательного процесса.

Классификация форм организации обучения (А. В. Хуторской)

увеличить изображение
Рис. 10.6. Классификация форм организации обучения (А. В. Хуторской)

На рис. 10.7 представлены сравнительные характеристики эффективности использования индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения.

Сравнительная характеристика общих форм организации обучения

Рис. 10.7. Сравнительная характеристика общих форм организации обучения


10.3. Система форм организации обучения в школе

В школе в качестве основной формы организации обучения применяется классно-урочная система.

Школьный класс (англ. school class) – способ организации функционирования школы как образовательного учреждения, заключающийся в объединении обучающихся в группы постоянного / сменного состава в соответствии с различными критериями (возраст, уровень обученности, уровень обучаемости и др.), которые встречаются на регулярной основе для совместного изучения какого-либо предмета.

Обучение в школьном классе предполагает четкое разграничение ролей обучающегося и одного или более профессионалов (учителей, преподавателей, инструкторов), предоставляющих образовательные услуги.

Урок (англ. lesson, class) – период времени, в течение которого класс обучающихся изучает под руководством преподавателя образовательный предмет.

На рис. 10.8 отражены общие, дидактические, воспитательные и развивающие требования, которым должен удовлетворять современный урок.

Требования, предъявляемые к современному уроку

Рис. 10.8. Требования, предъявляемые к современному уроку

Типология уроков – одна из сложнейших дидактических задач, авторское решение которой предлагали многие современные исследователи. На рис. 10.9 представлены шесть классификаций типов школьных уроков по различным основаниям: по ведущей дидактической цели (И.Т.Огородников, И.Н.Казанцев), по решаемым на уроке дидактическим задачам (Н.М.Яковлев, А.М.Сохор), по методам обучения (И.Н. Борисов), по способам организации учебной деятельности (Ф.М.Кирюшкин, С.В.Иванов), по целям, характеру содержания изучаемого материала и уровню обученности учащихся (М.И.Махмутов).

Типологии школьных уроков

Рис. 10.9. Типологии школьных уроков

В реальной школьной практике наиболее часто применяемым типом урока является смешанный (комбинированный) урок, для которого характеры сочетание (комбинирование) нескольких дидактических задач, видов и форм учебной работы. На рис. 10.10 показана типовая структура (основные этапы) смешанного (комбинированного урока).

Типовая структура комбинированного урока

Рис. 10.10. Типовая структура комбинированного урока

Целью творческого урока является создание учениками собственного образовательного продукта, который является результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, оргдеятельностных (А. В. Хуторской).

Виды творческих уроков

Рис. 10.11. Виды творческих уроков

Основные элементы плана урока:

  • цели – планируемые или ожидаемые результаты образовательной деятельности обучающихся на уроке;
  • содержание – фрагмент рассматривающегося на уроке содержания образования (в соответствии с образовательными стандартами);
  • процедуры – методы, приемы и средства обучения, применяемые на уроке;
  • контроль – способы оценки эффективности урока и контроля результатов обучения;
  • вариации – варианты модификации урока в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся.

Кроме того, план урока может включать:

  • учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока;
  • декомпозицию деятельности на отдельных этапах урока;
  • временные оценки этапов урока.
  • 10.4. Система форм организации обучения в вузе

    В высшей школе распространена лекционно-семинарская система обучения.

    На рис. 10.12 представлены основные формы организации обучения и контроля результатов в вузе.

    Формы организации обучения и контроля результатов в высшей школе

    увеличить изображение
    Рис. 10.12. Формы организации обучения и контроля результатов в высшей школе

    Основной цикл образовательного процесса по изучаемой дисциплине включает следующие элементы: лекции _ семинары _ практикум _ спецкурсы (спецфакультативы) _ консультации _ курсовые работы _ экзамены.

    Лекция (от лат. legere – читать) – форма организации образовательного процесса путем передачи в систематизированном и структурированном виде информации, знаний и потенциального опыта решения проблем в данной предметной области от эксперта (лектора) к обучающимся в целях их дальнейшего использования.

    На рис. 10.13 представлены классификации видов лекций по различным основаниям.

    Виды лекций

    Рис. 10.13. Виды лекций

    Лекции, являющиеся основой любого университетского курса, поддерживаются и дополняются другими формами организации обучения (семинарами, практическими занятиями, лабораторными практикумами и др.).

    Семинар (от лат. seminarium – "питомник") – форма организации совместной работы группы студентов, занимающихся углубленным изучением темы или вовлеченных в исследовательскую работу в данном направлении, под общим руководством одного или более лидеров (координаторов семинара), включая постановку, анализ, обсуждение и решение проблем, обобщение полученных результатов.

    Основные организационные формы асинхронного и синхронного обучения – микролекции, вебинары и веб-конференции.

    Микролекция (англ. microlecture) – информационно-насыщенная лекция продолжительностью от 1 до 3 минут, специально созданная для интернет-обучения, в которой описывается ключевая терминология, раскрываются критически важные концепты, дается введение в проблематику деятельности в контексте решения проектных задач. Как правило, представляется в виде подкаста, реализующего однонаправленную коммуникацию в режиме онлайн для трансляции образовательного медиаконтента (видео- и аудиопотока) с официального сайта проекта. Микролекция задает вектор распределенного познания (distributed cognition) членов команды проекта в их последующей самостоятельной индивидуальной и творческой групповой работе, служит ориентиром в "открытии знаний" обучающимися, имеющими различный уровень исходной подготовки, не накладывая жестких временных рамок на выполнение отдельных задач.

    Вебинар (англ. webinar) с участием модератора – интерактивная обучающая презентация, лекция или семинар по теме, в ходе которого интернет-аудитория может взаимодействовать с ведущим (лектором), выполнять его задания, задавать вопросы, делать заметки, отправлять комментарии. "Живой" вебинар (онлайн-семинар) как форма синхронного обучения – эффективный инструмент координации работ его участников путем обмена оперативной информацией и принятия решений. Архивные записи вебинаров публикуются на сайте в открытом доступе для асинхронного обучения.

    Веб-конференция (англ. web conferencing) – технология синхронной интернет-коммуникации, позволяющая проводить виртуальные встречи субъектов образовательного процесса в сети для выполнения учебных задач в режиме реального времени: организации онлайн-тренингов и веб-туров; совместной работы с приложениями; коллективного создания, редактирования и рецензирования документов, презентаций, отчетов; обмена файлами и мультимедиа.

    Краткие итоги

    Форма организации обучения – способ реализации педагогического процесса, осуществляемого образовательными учреждениями (школами, колледжами, университетами др.) в системе формального образования, который имеет организованный и иерархически структурированный контекст и четко определенные временные границы.

    Форма обучения – способ реализации процесса обучения, осуществляемого индивидом в рамках неформального и информального образования (самообразование и самообучение).

    В школе основной формой организации обучения является классно-урочная система.

    Школьный класс – способ организации функционирования школы как образовательного учреждения, заключающийся в объединении обучающихся в группы постоянного / сменного состава в соответствии с различными критериями (возраст, уровень обученности, уровень обучаемости и др.), которые встречаются на регулярной основе для совместного изучения какого-либо предмета.

    Урок – период времени, в течение которого класс обучающихся изучает под руководством преподавателя образовательный предмет.

    В вузах распространена лекционно-семинарская система обучения.

    Лекция – форма организации образовательного процесса путем передачи в систематизированном и структурированном виде информации, знаний и потенциального опыта решения проблем в данной предметной области от эксперта (лектора) к обучающимся в целях их дальнейшего использования.

    Семинар – форма организации совместной работы группы студентов, занимающихся углубленным изучением темы или вовлеченных в исследовательскую работу в данном направлении, под общим руководством одного или более лидеров (координаторов семинара), включая постановку, анализ, обсуждение и решение проблем, обобщение полученных результатов

    Основные организационные формы асинхронного и синхронного обучения – микролекции, вебинары и веб-конференции.

    Задания для самоконтроля

  • Сформулируйте определения понятий "форма обучения", "форма организации обучения", "система форм организации обучения"; проанализируйте функции систем форм организации обучения; опишите различные подходы к классификации форм обучения.
  • Дайте характеристику классно-урочной системы обучения как основной системы форм обучения в школе; опишите основные категории требований, предъявляемых к уроку; изучите типологии уроков; охарактеризуйте этапы комбинированного урока; опишите основные элементы плана урока.
  • Дайте характеристику лекционно-семинарской системы обучения как основной системы форм обучения в вузе; проанализируйте возможности использования данной формы обучения в школе.



Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 20
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017