Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6029
» Новых за месяц: 170
» Новых за неделю: 19
» Новых вчера: 1
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

11.1. Понятия "метод обучения" и "прием обучения", их взаимосвязь

Метод (от греч. путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Методы обучения (англ. teaching methods) – это

  • способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся;
  • паттерны деятельности учителя, которые релевантны, воспроизводимы и применимы в обучении различным предметам / дисциплинам.

Прием обучения или методический прием (англ. teaching techniques) – структурный элемент метода обучения.

Применение конкретного метода обучения на практике заключается в его композиции из отдельных приемов обучения с учетом специфики целевой аудитории и контекста обучения.

11.2. Подходы к классификации методов обучения

В теории обучения предложены различные подходы к классификации методов обучения: перцептивный, логический, гностический, кибернетический ( рис. 11.1).

Подходы к классификации методов обучения

увеличить изображение
Рис. 11.1. Подходы к классификации методов обучения

В рамках перцептивного подхода Е.Я. Голант, Н.М. Верзилин, С.Г.Шаповаленко и другие по источнику передачи информации и характеру ее восприятия обучающимися выделили три группы методов обучения: словесные, наглядные и практические, которые представлены на рис. 11.2.

Классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия

Рис. 11.2. Классификация методов обучения по источнику передачи информации и характеру ее восприятия

В классификации методов обучения М.И.Махмутова по видам деятельности субъектов образовательного процесса выделены методы преподавания (англ. methods of instruction) и методы учения (англ. learning methods), показанные на рис. 11.3.

Классификация методов обучения по видам деятельности субъектов образовательного процесса

Рис. 11.3. Классификация методов обучения по видам деятельности субъектов образовательного процесса

В классификации методов учебно-познавательной деятельности Ю.К. Бабанского выделено три группы методов, которые представлены на рис. 11.4.

Классификация методов учебно-познавательной деятельности Ю.К.Бабанского

Рис. 11.4. Классификация методов учебно-познавательной деятельности Ю.К.Бабанского

В классификации методов учения по дидактическим целям и соответствующим им видам деятельности обучающихся, предложенной В.А.Онищуком, выделены коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий и контрольный методы ( рис. 11.5 ).

Классификация методов обучения по дидактическим целям

Рис. 11.5. Классификация методов обучения по дидактическим целям

В классификации, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным, методы обучения проранжированы по возрастанию уровня активности и степени самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности: от информационно-рецептивного к исследовательскому. На рис. 11.6 представлены основные этапы деятельности педагога и обучающихся в ходе использования данных методов обучения.

Классификация методов обучения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина

увеличить изображение
Рис. 11.6. Классификация методов обучения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина

А.В.Хуторским разработана классификация методов продуктивного обучения ( рис. 11.7), в которой выделены три группы методов: когнитивные (методы познания окружающей действительности), креативные (методы создания внешних и внутренних образовательных продуктов) и оргдеятельностные (методы организации образовательного процесса) [6].

Классификация методов продуктивного обучения

увеличить изображение
Рис. 11.7. Классификация методов продуктивного обучения

В обобщенной классификации методов обучения, предложенной Г.К.Селевко ( рис. 11.8), в качестве отдельной группы выделены информационно-коммуникационные методы как способы организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Классификация методов обучения по Г.К. Селевко

Рис. 11.8. Классификация методов обучения по Г.К. Селевко

11.3 Условия выбора методов обучения

На рис. 11.9 представлены теоретические оценки степени эффективности некоторых методов обучения в реализации функций обучения, воспитания, развития, мотивации и контроля (по И. П. Подласому [4]).

Эффективность методов обучения

Рис. 11.9. Эффективность методов обучения

Выбирая методы обучения, необходимо учитывать:

  • общие цели обучения, воспитания и развития обучающихся;
  • требования современной образовательной парадигмы;
  • специфику изучаемой предметной области и содержание конкретного учебного элемента;
  • особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины;
  • соответствие метода используемой форме организации обучения;
  • индивидуальные особенности обучающихся, уровень их обученности и обучаемости.

11.4 Средства обучения

Средства обучения или дидактические средства (англ. learning tools) – "материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителя информации и инструмента деятельности педагога и учащихся"; отражают особенности изучаемой предметной области и методики преподавания конкретной учебной дисциплины.

Классификация средств обучения по различным основаниям показана на рис. 11.10.

Классификация средств обучения

увеличить изображение
Рис. 11.10. Классификация средств обучения

Функции средств обучения:

  • поддержка отдельных этапов процесса достижения обучающимся поставленных образовательных целей;
  • поддержка процессов приобретения знаний и образования смыслов обучающимися;
  • поддержка и помощь в осуществлении учебных действий обучающихся;
  • создание внешней образовательной продукции;
  • фасилитация процесса познания и уменьшение трудозатрат субъектов образовательного процесса;
  • входной, промежуточный и выходной контроль знаний обучающихся;
  • мониторинг и коррекция реализации образовательного процесса.

Средство обучения может выполнять одну или более функций из вышеперечисленных.

В непрерывном совместном обучении в качестве системы средств обучения актуально использование свободных программных продуктов и сервисов Интернет, в том числе:

1. Платформы для совместной работы, функциональные возможности которых позволяют

  • коллективно создавать, редактировать и рецензировать текстовые документы, электронные таблицы, графические изображения;
  • публиковать информацию по проекту в вики, блогах, форумах;
  • использовать в совместной работе асинхронные и синхронные коммуникации, календари и планировщики событий;
  • управлять данными и проектами.

Примеры: Feng Office Community Edition (http://www.fengoffice.com/), Google Disk (http://drive.google.com/), Tiki Wiki CMS Groupware ZCubes (http://www.zcubes.com/).

2. Системы управления проектами, предназначенных для управления интеграцией, содержанием, сроками, ресурсами, коммуникациями, стоимостью, рисками, закупками, качеством проекта, позволяющих проводить анализ и формировать отчетность по проекту, а также поддерживающих работу с портфелями проектов. Примеры: Collabtive (http://collabtive.o-dyn.de/), LibrePlan (http://www.libreplan.com/), Project-Open (http://www.project-open.org/), web2project (http://web2project.net/).

3. Системы управления знаниями, поддерживающие процессы генерирования новых знаний (поиск, добыча); организации знаний в графической форме (в виде диаграмм, блок-схем, карт целей, ментальных карт, концепт-карт, аргумент-карт); распространения и применения знаний в совместной работе, моделировании, дебатах, оценке, принятии решений. Примеры: Argunet (http://www.argunet.org), IHMC Сmap Tools (http://cmap.ihmc.us/), bubbl.us (https://bubbl.us/), Cohere (http://cohere.open.ac.uk/), Debategraph (http://debategraph.org), Trailmeme (http://www.trailmeme.com/).

11.5 Контроль и оценка результатов обучения

Контроль – эпизодическая обратная связь, устанавливаемая в управленческом процессе по мере необходимости и заключающаяся в определении соответствия фактического состояния педагогической системы планируемым результатам.

Оценивание (англ. assessment) – любой систематический способ получения данных из различных источников, используемых для построения выводов (заключений) о характеристиках людей, объектов или программ в конкретных целях.

В образовании оценивание (англ. educational assessment) – процесс сбора информации для мониторинга прогресса и принятия образовательных решений в случае необходимости; охватывает все разновидности контроля и самоконтроля результатов обучения.

Оценка (англ. evaluation) – процедуры, используемые для определения соответствия обучающегося установленным требованиям по предопределенным критериям.

Педагогические требования к оцениванию: индивидуальный характер, дифференцированный подход, систематичность, всесторонность, полнота, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность.

Функции оценки: диагностическая (контролирующая), информационная (ориентирующая), регулирующая (управляющая), обучающая (рефлексивная), воспитывающая (стимулирующая), социальная.

Традиционная оценка результатов обучения предполагает использование пятибалльной шкалы количественной оценки знаний. Отметка – количественный аналог оценки.

Тестовая форма оценки результатов обучения

Тестирование в образовании – метод определения способности обучающегося выполнять определенные задачи / демонстрировать компетентность и знания в изучаемой предметной области. Тестирование по ключевым компетентностям (Criterion-Referenced Tests) – модель оценивания, опирающаяся на поэтапный контроль успешности освоения компетенций или достижения целей учебного процесса.

Тест – "инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности" [2, С. 14].

Различные виды тестов, применяемых в образовании, показаны на рис. 11.11 .

Классификации тестов

Рис. 11.11. Классификации тестов

На рис. 11.12 представлены три классификации типов тестовых заданий.

Классификации типов тестовых заданий

Рис. 11.12. Классификации типов тестовых заданий

Достоинства тестовой формы проверки знаний:

  • стандартизация, возможность обеспечения валидности содержания и измерения;
  • практичность, легкость в использовании, уменьшение временных затрат на проведение и анализ результатов по сравнению с другими формами оценки;
  • возможность статистической обработки на компьютере;
  • объективность полученных результатов, исключение влияния субъективных факторов;
  • упрощение квантификации результатов, возможность более точного определения уровней достижений обучающихся.

Недостатки тестовой формы проверки знаний:

  • значительные трудозатраты на первичную подготовку качественных тестов экспертами;
  • ориентирована в основном на оценку общих знаний, не позволяя в полной мере оценить навыки мышления более высокого уровня.

Оценивание по ключевым компетентностям (англ. authentic performance assessment) – форма оценивания, в которой основное значение придается способности обучающегося применять полученные знания для решения реальных задач. Успешность такой формы оценки определяется уровнем активности обучающегося.

Метод "портфолио" в оценке результатов обучения

Портфолио (англ. portfolio assessment, alternative assessment) – метод оценки результатов образовательного процесса (профессиональной деятельности) посредством рефлексии, отбора, рационализации и оценки продуктов (выходов) этого процесса.

На рис. 11.13 перечислены основные типы портфолио, цели, для которых оно создается, а также компонентный состав портфолио обучающегося.

Портфолио обучающегося: типы, варианты использования, компоненты

увеличить изображение
Рис. 11.13. Портфолио обучающегося: типы, варианты использования, компоненты

Профессиональное портфолио включает (но не ограничивается) личную информацию, оценки, образцы работ, а также награды и благодарности; портфолио используются для планирования, организации и документирования образования, образцов работ и компетентности.

На рис. 11.14 представлены основные этапы жизненного цикла процессов:

  • проектирования контроля и оценки результатов обучения на основе метода портфолио;
  • создания портфолио обучающимся.
Этапы создания портфолио

Рис. 11.14. Этапы создания портфолио

В Таблице 11.1 представлены рекомендации по отбору содержания портфолио различных типов в соответствии с поставленными дидактическими целями.

Таблица 11.1. Типы портфолио
Тип портфолио Цель Примеры содержания
Портфолио роста Демонстрация личностных изменений с течением времени

Результаты входного, промежуточного, выходного контроля (письменные работы, тесты)

Эссе / дневник рефлексии студента по проблеме своего личностного роста

Отслеживание развития компетенций

Фрагменты, отражающие развитие и рефлексию отдельных компетенций

Список целей и анализ хода продвижения к ним

Эссе, раскрывающие сильные и слабые стороны студента

Оценка скорости обучения

План управления изменениями

Рефлексия изменений

Обратная связь от преподавателей и других студентов

Определение сильных и слабых сторон

Фрагменты работ студента, идентифицирующие его сильные и слабые стороны

Анализ выполненных работ

Список целей и анализ хода продвижения к ним

Презентационное портфолио Презентация достижений по окончании семестра / курса

Примеры лучших работ

Результаты тестов и другие значимые оценки

Награды и другие документы о достижениях

Перспективные работы, демонстрирующие прогресс

Отзывы преподавателей других студентов

Представление лучших работ потенциальным работодателям

Сопроводительное / рекомендательное письмо

Образцы лучших работ

Отзывы руководителя и других преподавателей

Карта компетенций по представленным работам

Представление наиболее важных работ с точки зрения студента

Примеры работ, которым отдает предпочтение студент

Рефлексия предпочтений

Рефлексия полученных знаний и освоенных компетенций

Комментарии о сильных и слабых сторонах работ

Обратная связь от преподавателей и других студентов

Оценочное портфолио Запись и классификация достижений студента

Работы по каждой оцениваемой теме / предмету

Примеры работ, демонстрирующие уровни достижений

Тесты и оценки

Самоанализ работ с применением критериев и показателей уровней достижения

Обратная связь от преподавателей и других студентов

Фиксация прогресса

Список целей и стандартов

Примеры работ, соответствующих целям и стандартам

Критерии оценки работ

Обратная связь преподавателя по достижению целей и стандартов

Анализ студентом своего прогресса в достижении целей и стандартов в течение семестра / учебного года

Замена традиционных форм контроля

Образцы текущих работ, отражающих уровень компетентности студента

Образцы ранних работ, демонстрирующие прогресс

Результаты внутреннего и внешнего тестирования

Анализ преподавателем и самоанализ студентом способностей и достижений

Другие оценки уровня компетентности студента

Краткие итоги

Метод обучения – способ организации процесса обучения, предъявления образовательного контента и управления познавательной деятельностью обучающихся. Прием обучения – структурный элемент метода обучения. В теории обучения предложены различные подходы к классификации методов обучения – перцептивный, логический, гностический, кибернетический. По видам деятельности субъектов образовательного процесса методы обучения подразделяют на методы преподавания и методы учения. По возрастанию уровня активности и степени самостоятельности обучающихся в познавательной деятельности выделяют следующие методы обучения: информационно-рецептивный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический (частично-поисковый) метод и исследовательский метод.

Средства обучения (дидактические средства) – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителя информации и инструмента деятельности субъектов образовательного процесса.

Оценивание – процесс сбора информации для мониторинга прогресса и принятия образовательных решений в случае необходимости; охватывает все разновидности контроля и самоконтроля результатов обучения. Оценка – процедуры, используемые для определения соответствия обучающегося установленным требованиям по предопределенным критериям. Формы контроля и оценки результатов обучения: традиционная пятибалльная оценка, тестирование, метод портфолио.

Задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте определения понятий "метод", "метод обучения", "прием", "прием обучения"; опишите различных подходы к классификации методов обучения; проанализируйте эффективность различных методов обучения в реализации функций обучения, воспитания, развития, мотивации и контроля.
  2. Сформулируйте определение понятия "средства обучения"; опишите функции средств обучения в образовательном процессе; дайте характеристику различных подходов к классификации средств обучения.
  3. Сформулируйте определения понятий "контроль", "оценивание", "оценка"; опишите функции оценки в обучении, а также педагогические требования, предъявляемые к оцениванию; перечислите основные подходы к оцениванию результатов обучения.
  4. Сформулируйте определения понятий "тест", "тестовое задание"; опишите различные подходы к классификации тестов и тестовых заданий; проанализируйте достоинства и недостатки тестовой формы оценивания результатов обучения.
  5. Сформулируйте определения понятия "портфолио", дайте характеристику различных типов портфолио к контексте целей их создания; опишите основные этапы процессов проектирования контроля и оценки результатов обучения на основе метода портфолио преподавателем, а также создания портфолио обучающимся.



Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017