Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 5572
» Новых за месяц: 2188
» Новых за неделю: 499
» Новых вчера: 76
» Новых сегодня: 42



Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

12.1. Семья как малая группа

Семья (англ. family, от лат. familia) – малая группа (общность), основанная на браке или родственных отношениях, члены которой объединены эмоционально-психологическими связями, а также взаимными правами и обязанностями. Семья – социальный институт самовоспроизводства общества.

На рис. 12.1 показаны различные подходы к классификации типов семей.

Типологии семьи

Рис. 12.1. Типологии семьи

Типологии семьи:

  1. по форме бракамоногамные, состоящие из двух брачных партнеров, и полигамные, в которых один из супругов имеет несколько брачных партнеров;
  2. по полу супругов – однополые и разнополые;
  3. по составу:
    • простая, нуклеарная (от лат. nucleus "ядро") – одно поколение, представленное родителями (родителем) с детьми или без;
    • элементарная – три члена семьи (муж, жена, ребёнок) (полная – есть оба родителя, неполная – один родитель с детьми);
    • составная – полная семья с несколькими детьми;
    • сложная (расширенная, патриархальная) – большая семья из нескольких поколений;
    • по количеству детейбездетные (инфертильные) семьи, семьи с одним, двумя, тремя и более детьми;
  4. по иерархии влияния ([3, С.52]):
    • традиционная (авторитарная) – семья с главенством одного из супругов (глава патриархальной семьи – муж, матриархальной – жена);
    • демократическая (партнерская) – семья, в которой оба супруга имеют равные права, обязанности и ответственность, функциональные роли являются гибкими и распределяются с учетом интересов всех членов семьи;
    • эгалитарная (эквивалентная, равноправная) – как правило, молодая семья без детей, в которой еще не сложилось четкое распределение ролей и обязанностей; может трансформироваться в традиционную или демократическую;
    • по месту человека в семье: родительская (семья, в которой он родился) и репродуктивная (семья, которую он создал сам);
    • по степени социальной однородности (возраст, национальность, уровень образования, профессия, уровень доходов и т. д.) – гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи.

Функции семьи:

  • репродуктивная – деторождение;
  • образовательно-воспитательная – семейное воспитание и первичная социализация детей;
  • коммуникативная – общение, необходимое всем членам семья для развития личности и духовного взаимообогащения;
  • рекреативная (от лат. recreatio – восстановление) – семейный отдых и досуг как средство восстановления физических и психических сил, потраченных в трудовом / учебном процессе;
  • психотерапевтическая – забота о здоровье и благополучии членов семьи, удовлетворение потребностей в принадлежности, любви, уважении, психологической защите, эмоциональной поддержке;
  • социально-статусная – распределение социальных ролей между членами семьи, воспроизводство социальной структуры общества;
  • нормативно-регулятивная – регламентация поведения, прав, обязанностей, ответственности, обязательств членов семьи;
  • хозяйственно-экономическая – экономическая и хозяйственно-бытовая деятельность семьи;
  • регенеративная (от лат. regeneratio – возрождение, возобновление) – продолжение рода, передача по наследству новому поколению статуса, социального положения, фамилии, имущества и т.д.

12.2. Семейное воспитание: цели, принципы, содержание

Семейное воспитание (англ. parenting) – осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста.

Семейное воспитание обычно осуществляется биологическими родителями ребенка; в воспитании осиротевших или брошенных детей принимают участие общество и государство посредством института приемной семьи и учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С точки зрения развития, наиболее важной функцией семьи в любом обществе является забота о детях и их социализация. Социализация (англ. socialization) – процесс, посредством которого дети приобретают убеждения, мотивы, ценности и поведение, являющиеся общепринятыми и значимыми с точки зрения старших членов общества.

Задачи социализации:

  1. регулирование поведения детей и контроль их нежелательных импульсов;
  2. содействие личностному развитию индивидуума – взаимодействуя с другими, дети осваивают культуру общества, приобретают знания, навыки, мотивы и стремления, которые позволяют им адаптироваться и эффективно функционировать в данном обществе;
  3. сохранение социального порядка – должным образом социализированные дети становятся компетентными, адаптивными взрослыми, которые передадут опыт своим детям.

Семья как социальная система (состоящая из трех или более членов) представляет сложную сеть взаимосвязей, взаимодействий и паттернов влияний, которые постоянно эволюционируют ( рис. 12.2). Прямые воздействия – воздействия, при которых любые два члена семьи влияют друг на друга и подвергаются влиянию со стороны друг друга. Косвенные воздействия – воздействия, при которых взаимосвязи между двумя членами семьи изменяются под воздействием поведения или отношения третьего члена семьи.

Модель семьи как социальной системы

Рис. 12.2. Модель семьи как социальной системы

Цели семейного воспитания – ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми.

Выделяют три типа целей семейного воспитания:

  • цели, ориентированные на взаимоотношения между родителями и детьми;
  • цели, ориентированные на родителей (краткосрочные цели, как правило, связанные с утверждением власти);
  • цели, ориентированные на ребенка (долгосрочные цели, связанные с объяснением, убеждением, обоснованием чего-либо);

Принципы принятия решений в процессе семейного воспитания:

  • всегда учитывать, насколько важным является принятое решение для ребенка и семьи;
  • думать о том, чтобы принятое решение предоставляло ребенку образовательные возможности;
  • обеспечить, чтобы принятые важные решения неукоснительно выполнялись членами семьи, заинтересованными в результатах;
  • уделять особое внимание исполнению важных решений, вызывающих сопротивление со стороны детей;
  • стремиться к созданию общих интересов, чтобы дети понимали и разделяли общие цели семьи;
  • вовлекать детей в принятие решений необходимо, даже если их вклад в решение несущественен;
  • вовлекать детей в улучшение качества решений, когда требуются их взгляды и знания по проблеме;
  • вовлекать всех членов семьи в улучшение качества решений, когда требуется осмыслить и рассмотреть сложную проблему;
  • оценивать принятие решений в семье на соответствие указанным принципам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Названные принципы принятия решений в семье опираются на следующие положения:

  • не существует стиля принятия решений, универсально подходящего ко всем семейным ситуациям;
  • не один стиль принятия решений не может по существу быть лучше других;
  • эффективные родители и воспитатели адаптируют свой стиль в соответствии с природой решаемого вопроса, уровнем развития и характеристиками вовлеченных в принятие решений детей;
  • любая ситуация может быть оценена для определения наиболее подходящего стиля принятия решения;
  • эффективное принятие решений родителями включает подготовку для адаптации различных стилей принятия решений;
  • эффективное принятие решений родителями – компетенция, которую можно приобрести.

На рис. 12.3 представлены основные функции родителей и соответствующие им роли, используемые в воспитании детей.

Функции и роли родителей в воспитании

Рис. 12.3. Функции и роли родителей в воспитании

12.3. Стили взаимоотношений в семье. Отношения родителей и детей

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку.

Выделяют два аспекта семейного воспитания, которые являются особенно важными в детском и подростковом периоде развития ребенка: одобрение / чувствительность и требовательность /контроль родителей.

Одобрение / чувствительность означает величину поддержки и любви, показываемой родителями. Родители, характеризуемые как одобряющие и чувствительные, часто улыбаются, хвалят, поощряют своих детей, относятся к ним с теплотой, хотя могут и критиковать их за плохое поведение. Напротив, менее одобряющие и относительно бесчувственные родители часто резки в критике, унижают, наказывают или игнорируют ребенка; они редко общаются с детьми, которых ценят или любят.

Требовательность / контроль означает величину регуляции и надзора родителей за детьми. Контролирующие / требовательные родители ограничивают свободу поведения детей, устанавливая множество требований, и активно инспектируют их поведение для обеспечения выполнения всех правил. Менее контролирующие / требовательные родители выдвигают меньше требований и дают детям большую свободу в принятии решении об их собственной деятельности.

В зависимости от соотношения в семейном воспитании параметров одобрение / чувствительность и требовательность / контроль выделяют четыре стиля воспитания, основные характеристики которых показаны на рис. 12.4.

Стили семейного воспитания

Рис. 12.4. Стили семейного воспитания

Рассмотрим позитивные и негативные стили семейного воспитания.

Таблица 12.1. Характеристики позитивных стилей семейного воспитания
Образ или метафора Отношения родителей Отклик ребенка
Демократический и поощряющий
Ребенок рассматривается как равный, интегрированная часть семьи, кооперативный, вносящий свой вклад. Он любим и принимаем. Ребенку ставятся посильные задачи развития и разрешается развиваться в индивидуальном темпе. Принимают уникальность ребенка. Дают любовь, уважение, ощущение равноправия. Поощряют развивать способности и исправлять ошибки. Направляют ребенка на осознание важности его участия в семейных взаимоотношениях. Чувство защищенности, любви и принятия. Опыт использования собственных сил в преодолении трудностей. Находит удовлетворение в достижениях и участии. Не боится пытаться и ошибаться. Видит мир безопасным и дружеским.
Сверхпотакающий
Ребенок получает все что захочет. Ребенок пассивен, скучает и неудовлетворен ничем, что ему дают. Осыпают ребенка подарками, привилегиями, услугами, не заботясь об актуальных потребностях ребенка. Ребенок скучает, безразличен. Он теряет инициативу и спонтанность. Ожидает, что ему все дадут. Видит взрослых как поставщиков удовольствий и комфорта.
Сверхпокорный
Ребенок сидит властно на троне, возведенном родителями, которые низко кланяются. Ребенок активен, импульсивен и требователен. Смиряются с капризами, требованиями, темпераментом и импульсивностью ребенка. Делают ребенка главным и становятся рабами или слугами. Не могут сказать нет. Ребенок настаивает на выполнении всех его требований. Демонстрирует вспышки гнева, игнорирует права других, не понимает ограничений.
Сверхпринудительный
Ребенок как дрессируемая собака или упрямый осел. Цикл "давление-сопротивление". Постоянное руководство и надсмотр. Бесконечное инструктирование и постоянные напоминания. Чрезмерные ограничения, тенденции к муштре.

А. Подчинение: подчиняется руководству, беспрекословное подчинение.

Б. Активное неповиновение: открытое неповиновение, словесный отказ.

В. Пассивное сопротивление: отлынивание, мечтания, забывание, скрытое, хитрое сопротивление.

Перфекционистский
Ребенок непрерывно бежит, пытаясь бежать быстрее, но никогда не заканчивает гонку. Финишная линия продолжает отодвигаться. Он постоянно пытается совершенствоваться. Принимают ребенка, только если он добьется совершенства. Очень высокие стандарты, которые невозможно достичь. Чрезмерная борьба и озабоченность результатами. Не удовлетворяя стандартам, чувствует себя недостойным, может сдаться (или развить физические симптомы как язва)
Чрезмерно ответственный
Ребенок – гигант, на плечах которого лежит чрезмерная ответственность, ничего кроме работы и ответственности Родители нагружают ребенка ведением домашнего хозяйства, заботой о младших детях и другими обязанностями из-за экономической ситуации, личных проблем, смерти или болезни родителя. Ребенок может нести обузу с обидой, что теряет нормальные беззаботные детские развлечения.

Таблица 12.2. Характеристики негативных стилей семейного воспитания

Образ или метафора Отношения родителей Отклик ребенка
Пренебрежительный
Ребенок выгнан из теплого дома в холодную ночь, дрожит от холода, глядя в окно. Он был наказан. Родители часто отсутствуют или заняты делами. Родители загружены работой, нищетой, богатством, алкоголизмом, разводом или болезнью. Никто не устанавливает ограничений. Эмоциональное пренебрежение. Ребенок лишен возможности формировать близкие отношения. Никогда не испытывает чувство, что кто-то о нем заботится, он сам по себе. Отсутствующий родитель может идеализироваться в образ святого суперчеловека.
Отвергающий
Человек – колючий кактус, который однако имеет мягкий, зависимый, скрытый центр. Он до боли самоизолирован. Ребенку отказывают в принятии, относятся как к помехе или обузе. Родители, скорее всего, тоже были отвергнуты в детстве. Причина – насильственный брак или деформации детства. Воспринимает себя изолированным и беспомощным. Чувствует глубокую боль. Могут развиваться чувства жестокости, враждебности, тревоги и страдания от самоуничижения.
Карательный
Галерный раб, безжалостно мучаемый хозяином галеры. Чувства несправедливости, беспомощности, жажда мести. Часто объединяется со сверхпринудительным и перфекционистским стилями. Физические наказания часто рассматриваются необходимыми для поддержания дисциплины или обучения. Родитель может изливать враждебность и агрессию на ребенка. Жаждет возмездия. Может чувствовать вину и считать себя плохим. Ненавидит наказывающего родителя. Может лгать, чтобы избежать наказания. Может бояться собственных побуждений мести.
Ипохондрический
Вечный пациент, постоянно волнующийся о здоровье. Внимание сфокусировано на функциях и органах тела. Тревожность, страх, атмосфера больничной палаты. Ребенок может держаться дома подальше от школы во избежание проблем. Ребенок освобождается от работы по дому и выполнения школьных заданий. Культивирует сочувствие и снисходительность родителей. Симулирует симптомы болезни. Может освобождаться от простых задач.

В таблице 12.3 представлены зависимости между стилем заботы родителей о ребенке, типом его привязанности к родителям, который складывается под воздействием отношения родителей к нему, а также стиль его привязанности к другим людям во взрослой жизни.

Таблица 12.3. Привязанность в корреляции со стилями заботы родителей
Детская привязанность Стиль заботы родителей Стиль взрослой привязанности

Тип А. Избегание / Тревожная привязанность

Непрочная привязанность "ребенок – воспитатель", характеризующаяся слабым протестом против разлучения и тенденцией ребенка избегать или игнорировать воспитателя

Холодный / отверженный
  • она/он довольно холодны и отдалены, или отвержены, не очень чувствительны;
  • я не являюсь ее/его высшим приоритетом, ее/его интересы часто связаны с другими;
  • возможно, что она/он вскоре меня бросит;
  • не откликается на нужды ребенка.
Избегающий
  • мне дискомфортно испытывать близость с другими;
  • мне трудно им доверять, трудно позволить себе зависеть от них;
  • я нервничаю, когда кто-то становится слишком близким, и часто партнеры хотят от меня большей интимности в отношениях.

Тип B. Прочная привязанность

Привязанность "ребенок – воспитатель", в которой ребенок принимает взаимодействие с близким и использует его как гарантию безопасности при изучении окружения.

Теплый / чувствительный
  • она/он в основном теплы и чувствительны;
  • она/он хорошо знают, когда мне необходима поддержка и позволяют мне что-то делать самому;
  • наши взаимоотношения комфортны, и у меня нет жалоб и претензий по этому поводу.
Уверенный
  • мне относительно легко сближаться с другими и я не чувствую дискомфорта зависимости от них и их зависимости от меня;
  • меня не часто беспокоят чувство брошенности или чрезмерной близости с кем-то.

Тип С. Устойчивая / противоречивая привязанность

Непрочная привязанность "ребенок – воспитатель", характеризующаяся сильным протестом против разлучения и тенденцией ребенка сопротивляться контакту с воспитателем, особенно после разлучения.

Противоречивый / неустойчивый
  • она/он заметно непостоянны в ее/его реакциях ко мне, иногда теплы, а иногда и нет;
  • она/он имеют собственные планы, которые иногда препятствуют ее/его восприимчивости и реагированию на мои нужды;
  • она/он определенно любят меня, но не всегда должным образом это показывают.
Беспокойный / неустойчивый
  • я нахожу, что другие неохотно идут на близкий контакт со мной, как я бы хотел;
  • я часто беспокоюсь о том, что партнер не любит меня или не хочет быть со мной;
  • я хочу полностью слиться с другим человеком, и это желание иногда отпугивает людей.




12.4. Семейные конфликты и стили их разрешения

На рис. 12.5 показаны классификации семейных конфликтов по различным основаниям.

Классификация семейных конфликтов

Рис. 12.5. Классификация семейных конфликтов

Проблемы в отношениях между родителями и детьми могут быть результатом таких нарушений в семье как развод, болезнь, безработица, переезд, смерть или других социальных факторов, которые влияют на функционирование семьи. По степени тяжести нарушения в семье могут быть легкими, средними, тяжелыми; по времени протекания – острыми или хроническими. Причинами конфликтов являются различные формы пренебрежения, жестокого обращения в поведении родителей и других лиц в семье или вне семьи. В результате конфликта у ребенка возникают чувства отчужденности, гнева, боли, растерянности, недоверия. Отчуждение приводит к сопротивлению установленным правилам, отказу от участия в семейных делах, незаинтересованности в решении семейных вопросов, манипулятивному поведению, пассивному или агрессивному ответу, особенно когда родителей игнорируют или отрицают желания ребенка.

Семейный конфликт может быть вызван действиями родителей по привлечению внимания ребенка, насаждению родительского авторитета, попытками контролировать ребенка. Часто конфликты возникают на почве воспитательных воздействий. Если родители не владеют методами семейного воспитания, повседневные конфликты становятся основой взаимодействия между членами семьи, выполняя коммуникативную функцию.

Основные симптомы (признаки) семейного конфликта:

1. Эмоциональные:

  • высокая тревожность, которая направляет ход мыслей индивидуума;
  • неуместное выражение гнева в форме словесных или физических вспышек или пассивной агрессивности, которые используются для наказания или контроля других;
  • стрессовые состояния, вызванные другими социальными или медицинскими факторами, влияющими на эмоциональное состояние каждого члена семьи;
  • взаимоотношения членов семьи окрашены смешанными чувствами: притупленными, неустойчивыми;
  • грусть, печаль, обида, боль и различного уровня нерешенные эмоциональные проблемы;
  • страх одиночества;
  • путаница в отношении ролей и границ влияния;
  • обида на неисполнение ребенком родительских ожиданий;
  • фрустрация;
  • апатия, беспомощность, неверие в возможность изменений;
  • двойственность отношений между членами семьи;
  • чувство вины;

2. Когнитивные:

  • когнитивные искажения, стереотипизация, ошибочные убеждения, иррациональное мышление, передающиеся от поколения к поколению в данной семье;
  • дихотомическое (поляризованное) мышление по типу "или-или", склонность мыслить крайностями, делить события, людей, поступки на две противоположные категории, при отсутствии промежуточных значений; выражается в завышенном уровне ожиданий родителей, высокой требовательности, постоянной критике, фиксации внимания на ошибках и неудачах ребенка;
  • гипертрофированная реакция на события, обусловленная эмоциями, а не реалистической оценкой;
  • историческая проекция – использование опыта прошлых взаимоотношений как обоснования поведения в будущем; проекция, как правило, является сверхобобщенной и предвзятой;
  • упрощенный, негибкий взгляд на проблему, а также мотивы и поведение других;
  • идеализированные представления о том, какими должны быть дети / родители и как они должны себя вести;

3. Поведенческие:

  • противоборство между родителями, пытающимися контролировать ребенка, и детьми, борющимися за свою независимость;
  • отстраненность родителей, приводящая к попыткам ребенка привлечь их внимание своими достижениями или различными формами неповиновения;
  • трудности родителей в установлении четких и последовательных требований и дисциплины вследствие пассивного или открытого неповиновения со стороны ребенка;
  • исчезновение четкой иерархии во взаимоотношениях между взрослыми и детьми, смешивание ролей воспитателя и воспитуемого;
  • решение проблем осуществляется путем взаимных угроз, требований, манипулирования; в центре внимание – упрочение власти и выигрыш в споре;
  • дефицит общения между членами семьи, неуважительное отношение друг к другу;
  • изменение поведения и отношения между двумя членами семьи под воздействием поведения или отношения третьего;
  • отсутствие или слабая дифференциация взаимоотношений между членами семьи, приводящая к неспособности эффективно предотвращать и разрешать семейные конфликты;
  • принятие конструктивных решений становится вторичной целью по отношению к поддержанию сложившихся взаимоотношений в семье или причинению эмоциональных страданий, и выражается в гипертрофированных эмоциональных реакциях;

4. Духовные:

  • слабая иерархическая система воспитания, где отец в роли духовного лидера семьи является неэффективным, безвольным или отсутствует;
  • отец подает плохой пример управления семьей и задает дисфункциональный эмоциональный тон в общей системе семьи;
  • родители, особенно отец, пресекают и раздражают (озлобляют) детей;
  • родители не могут адекватно привить детям уважение к родителям, старшим членам семьи и другим людям;
  • в общении членов семьи превалируют раздражение, споры, лживые заявления, унижение достоинства другого, игнорирование чужого мнения;
  • родители редко обсуждают с детьми нравственные ценности и модели поведения;
  • родители не могут дисциплинировать детей;
  • дети негативно относятся к дисциплине и не соблюдают ее, считая несправедливой и ненужной карательной мерой;
  • дети легко проявляют девиантное поведение;
  • дети намного охотнее подвергаются внешним воздействиям со стороны сверстников и субкультур, чем со стороны родителей;
  • взаимоотношения родителей и детей, приносящие эмоциональную боль, не могут быть изменены без квалифицированной помощи (психолога, психотерапевта).

5. Социальные:

  • отчужденность родителей приводит к попыткам ребенка привлечь их внимание неповиновением, дистанцированием (вызвать негативную реакцию) или успехами в учебе (вызвать позитивную реакцию);
  • родители поглощены собой, работой или социальной жизнью в ущерб времени, проводимом с детьми, и их интересам;
  • стрессовые перегрузки членов семьи из-за отсутствия одного родителя, графика работы, хронических заболеваний, злоупотребления алкоголем и наркотиками;
  • эмоциональное, физическое или сексуальное насилие над детьми со стороны членов семьи или внешнего окружения;
  • слишком слабый / жесткий контроль ребенка родителями;
  • семейные секреты (например, связанные с проблемами супружеских взаимоотношений, состоянием здоровья, отсутствием родителя), в которые ребенок не посвящен, и которые в семье не обсуждаются;
  • отсутствие родителя, с которым ребенок стремится установить взаимоотношения;
  • перекладывание родительских обязанностей на детей из-за семейных проблем;
  • чрезмерное внимание и любовь родителей к одному ребенку в ущерб другим;
  • непосещение школы, правонарушения, или антисоциальное поведение детей, требующие вмешательства со стороны различных социальных учреждений;

6. Физические / Медицинские:

  • проблемы со слухом;
  • расстройства речи;
  • расстройство внимания;
  • импульсивность и / или дефицит внимания;
  • диабет;
  • расстройства эндокринной системы;
  • алкоголизм, наркомания;
  • аллергии;
  • головные боли;
  • хронические боли;
  • проблемы, связанные с настроением;
  • тревожность;
  • боязнь разлуки.

На рис. 12.6 представлены пять стилей разрешения семейных конфликтов.

Стили разрешения семейных конфликтов

Рис. 12.6. Стили разрешения семейных конфликтов

Конфронтация – участники конфликта занимают твердые позиции и знают, чего они хотят. Этот стиль необходим в чрезвычайных ситуациях, требующих от родителей принятия решения в сжатые сроки с позиций знания, опыта, силы и авторитета.

Сотрудничество – участники конфликта могут занимать твердые позиции, однако признают важность эффективного сотрудничества. Этот стиль полезен для объединения различных точек зрения и нахождения наилучшего решения.

Компромисс – участники конфликта пытаются найти решение, частично удовлетворяющее интересы всех конфликтующих сторон.

Уступка – готовность одной из конфликтующих сторон удовлетворить потребности и интересы другой стороны в ущерб собственным. Этот стиль полезен в ситуациях, когда мир в семье является более значимым, чем выигрыш в конфликте.

Избегание – участники стремятся проигнорировать и уклониться от конфликта, не желая обидеть чьи-то чувства. Этот стиль во многих случаях является слабым и неэффективным.

Краткие итоги

Семья – малая группа (общность), основанная на браке или родственных отношениях, члены которой объединены эмоционально-психологическими связями, а также взаимными правами и обязанностями. Функции семьи: репродуктивная, образовательно-воспитательная, коммуникативная, рекреативная, психотерапевтическая, социально-статусная, нормативно-регулятивная, хозяйственно-экономическая, регенеративная.

Семейное воспитание – осуществляемый родителями процесс содействия и поддержки физического, эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка от младенчества до зрелого возраста. Цели семейного воспитания – ожидаемые результаты, которые родители надеются получить при взаимодействии с детьми; это цели, ориентированные на родителей, детей и взаимоотношения между ними.

Стиль семейного воспитания – способ отношений родителей к ребенку. В зависимости от соотношения в семейном воспитании параметров одобрение / чувствительность и требовательность / контроль выделяют четыре стиля воспитания: авторитарное воспитание, воспитание авторитетом, пренебрежительное воспитание, либеральное воспитание.

Семейный конфликт может быть диагностирован по эмоциональным, когнитивным, поведенческим, духовным, социальным, физическим / медицинским симптомам (признакам). Стили разрешения семейных конфликтов: избегание, уступка, конфронтация, сотрудничество, компромисс.

Задания для самоконтроля

  1. Дайте характеристику семьи как малой социальной группы; опишите функции семьи в социуме, а также типологии семей.
  2. Сформулируйте определение понятий "семейное воспитание" и "социализация"; перечислите основные задачи социализации, цели и принципы семейного воспитания; охарактеризуйте функции и роли родителей в воспитании детей.
  3. Сформулируйте определение понятия "стиль семейного воспитания"; назовите параметры, применяемые для описания различных стилей семейного воспитания; проанализируйте позитивные и негативные стили семейного воспитан&
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 96
Комментариев: 9
Гостевая книга: 14
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017