Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6057
» Новых за месяц: 191
» Новых за неделю: 31
» Новых вчера: 8
» Новых сегодня: 2



Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

13.1. Управленческая деятельность в образовании

Основные области управленческой деятельности в образовании:

  • управление и администрирование системы образования;
  • исследование и планирование системы образования (на макро- и микроуровне);
  • мониторинг и оценка системы образования.

Управлениеконтроль и проверка (верификация) системы с целью обнаружения ее недостатков и слабостей. Имеет ли система образования в достаточном количестве финансовые, материальные и человеческие ресурсы для корректной работы и, следовательно, производства ожидаемых результатов? Достаточно ли у нее потребителей образовательных услуг и насколько полно система может удовлетворить их образовательные потребности? Какое образование и насколько успешно она предлагает? Ответы на эти вопросы позволяют контролировать и оценивать внутреннюю и внешнюю эффективность образовательной системы. Внутренняя эффективность образовательной системы – это индикатор пути "использованные ресурсы _ процесс _ полученный результат". Внешняя эффективность образовательной системы показывает, насколько полученные результаты удовлетворяют широким потребностям общества.

Администрирование – административно-распорядительная форма управления, представляющая процесс распределения, закрепления и исполнения комплекса прав, обязанностей и ответственности аппарата управления организацией на основе системы четкого планирования, строгого нормирования, регламентации, контроля и санкционирования.

Исследование системы образования (сбор данных, проведение отраслевых и тематических исследований, анализ и оценка эффективности реализации текущих программ) является определяющим фактором в руководстве принятием решений и реализации образовательной политики. Информация, точно отражающая положение дел в сфере образования, является основой проектирования целей развития образовательной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Мониторинг системы образования – непрерывный процесс систематического сбора данных об образовательной системе или отдельных ее элементах на основе выделенных критериев и показателей. Данные мониторинга позволяют осуществлять оценку системы образования, судить о состоянии объекта в любой момент времени и прогнозировать его развитие, обеспечивая субъектов управления всех уровней, а также заинтересованных лиц, информацией, необходимой для принятия решений.

Информация – основа управления, планирования и оценки системы образования. Функции информационной системы управления образованием (англ. Education Management Information System, emIS) заключаются в информировании различных участников и партнеров о состоянии отрасли, ее внутренней и внешней эффективности, образовательной и организационной деятельности, ее производительности, недостатках и потребностях. Единая информационная система управлением образованием помимо реализации функций сбора, хранения первичных данных и обработки информации, должна поддерживать процессы разработки управления ими и оценки образовательной политики.

На рис. 13.1 показаны три уровня управления системой образования.

Уровни управления системой образования

Рис. 13.1. Уровни управления системой образования

На макроуровне управления системой образования принимаются стратегические решения о планировании всей системы образования, касающиеся генеральной политики в сфере образования, среднесрочных и долгосрочных целей, которые необходимо достичь.

На мезоуровне управления системой образования общие цели трансформируются в более технические, оперативные решения; на этом уровне лица, принимающие решения, отвечают за управление и контроль в распределении ресурсов, обнаружение возможных сбоев и оптимизацию использовании ресурсов.

На микроуровне управления системой образования решаются оперативные задачи, принимаются локальные решения, касающиеся функционирования конкретного образовательного учреждения.

Уровни управления системой образования иногда накладываются друг на друга на административных уровнях (Таблица 13.1).

Таблица 13.1. Информационные потребности административных уровней управления
Уровень – Субъект управления Информационные потребности
Класс – учитель:
Разработка дидактических стратегий, материалов, тестов Национальные цели и критерии
Идентификация трудностей и успехов обучающихся и педагогический отклик Детализированные результаты по предметам, по ученикам
Контроль прилежания и дисциплины обучающихся Записи о посещаемости, взаимодействие с директором и родителями.
Школа – директор:
Формулировка целей и стратегий образовательного учреждения Национальные цели и сравнительные данные других образовательных учреждений
Мониторинг приема и регистрации обучающихся Записи о студентах, персонале, зданиях и техническом обеспечении
Контроль результатов обучения и прилежания обучающихся Результаты классов в сравнении с предыдущими годами и другими аналогичными школами
Поддержка и контроль учителей Отношение, мотивация, набор и потребности в подготовке учителей
Район /Регион – Менеджер на локальном уровне (менее детализированные данные, чем повседневные задачи на уровне школы)
Мониторинг приема и регистрации обучающихся в школах региона/района Прием обучающихся, регистрация по школам (по полу, за несколько лет)
Краткосрочный прогноз потребностей региона/района в персонале Демографические данные по возрастным группам, предыдущим уровням потока приема
Идентификация потребностей школ в ресурсах и т.п. Актуальные ресурсы, заявки на оборудование, материалы, учебную мебель, потребности в учителях
Национальный – Министерство образования (агрегированные данные, фокусирующиеся по существу на качественных аспектах развития образования)
Подготовка к мониторингу и оценке плана Численность населения школьного возраста, прием, обучение, перевод (по полу, региону и пр.)
Диагностика доступности к различным уровням образования Переход на следующий образовательный уровень, повторное обучение, отсев
Оценка внутренней эффективности, региональных различий Прогноз потребностей в персонале, обеспеченность учителями
Оценка потребностей в учителях Прогноз потребностей в персонале, обеспеченность учителями
Подготовка национального бюджета для сферы образования Бюджет, запросы ресурсов от региональных офисов и оценка доступности ресурсов


13.2. Управление образовательным процессом

Классификация дидактических систем по способу управления познавательной деятельностью и типу информационного процесса показана на рис. 13.2.

Классификация дидактических систем

Рис. 13.2. Классификация дидактических систем

Возможны два способа управления процессом учения:

  • разомкнутое (отсроченное) – управление (слежение, контроль, коррекция) осуществляется по результатам итогового выходного контроля, оперативная обратная связь в процессе обучения отсутствует;
  • замкнутое (циклическое) – после выполнения каждого этапа учебной деятельности и усвоения каждого учебного элемента (реально возможно при автоматизированном обучении).

Ручное (неавтоматизированное) управление осуществляется непосредственно преподавателем, автоматизированное – техническими средствами.

Если алгоритм управления учитывает индивидуальные особенности обучающегося (подготовленность, темп обучения), то информационный процесс в обучении является направленным; если же алгоритм ориентирован на "среднего" обучающегося в группе, то информационный процесс является рассеянным.

Наиболее эффективной по уровню усвоения за ограниченное время является дидактическая система №7, т.е. человек-репетитор – управление замкнутое, направленное и ручное, но она и наиболее дорогая.

В использовании системы №8 (управление замкнутое, направленное, автоматическое) – будущее обучения, но ее реализация осложняется слабостью психологического обеспечения создания адаптивных обучающих программ и большими трудозатратами на их разработку.

При правильном программировании обучения можно получить хорошее качество обучения в дидактической системе №6, компенсируя рассеянный информационный процесс хорошей обратной связью.

Педагогическая технология как средство управления образовательным процессом нацелена на улучшение качества образования, повышение производительности системы образования, оптимизацию образовательного процесса.

В структуре педагогической технологии выделяют три компонента (Г. В. Селевко, [2-3]):

  • научный – в основу технологии положено научно обоснованное решение педагогической проблемы;
  • формализованно-описательный (дескриптивный) – технология специфицирует компоненты дидактической системы (цели, содержание, методы и средства, алгоритмы действий, применяемые для достижения запланированных результатов);
  • процессуально-деятельностный – технология регламентирует этапы жизненного цикла дидактического процесса (целеполагание, планирование, организацию, реализацию целей и анализ результатов).
Компоненты педагогической технологии

увеличить изображение
Рис. 13.3. Компоненты педагогической технологии

Рассмотрим структурно-функциональный подход к управлению учебной деятельностью с использованием технологии учебного исследования, в которой стратегии управления знаниями (приобретение, применение, создание, добыча, совместное использование, документирование, передача знаний) выступают как основа познавательной деятельности.

Типы учебных исследований:

  • подтверждающее исследование – обучающиеся подтверждают принципы через деятельность, результаты которой известны заранее;
  • структурированное исследование – обучающиеся исследуют поставленную преподавателем проблему по предписанному плану;
  • управляемое исследование – обучающиеся исследуют поставленную преподавателем проблему, выбирая и/или разрабатывая собственные методики и процедуры;
  • открытое исследование – обучающиеся исследуют сформулированные ими проблемы, связанные с изучаемой предметной областью при помощи выбранных и/или разработанных собственных методик и процедур.

Концептуальная модель технологии учебного исследования в образовательном процессе представляет собой функциональную модель IDEF0 – контекстную диаграмму верхнего уровня, отражающую дидактическую систему в целом с точки зрения специалиста по педагогическому дизайну, который осуществляет проектирование и систематическую разработку учебных спецификаций для обеспечения наиболее продуктивного, результативного и привлекательного приобретения знаний.

Концептуальная модель технологии учебного исследования в образовательном процессе

Рис. 13.4. Концептуальная модель технологии учебного исследования в образовательном процессе

Входы дидактического процесса – мотивация обучаемых, а также знания и опыт экспертов предметной области (описательная информация). Дидактические цели учебного исследования (управления) отражают ограничительную (образовательные стандарты, учебные программы) и предписывающую (поле компетенций) информацию о выходах. Выходами дидактического процесса являются внутренние (новые знания, компетенции) и внешние (результаты проекта, отчетная документация) образовательные продукты, созданные обучаемыми в процессе учебного исследования. В качестве механизма реализации учебного исследования, обеспечивающего выполнение образовательной деятельности, выступают участники исследования (руководитель исследования, преподаватели, обучающиеся, консультанты) и используемые ими информационные источники.

Структурно-функциональная модель жизненного цикла технологии учебного исследования

увеличить изображение
Рис. 13.5. Структурно-функциональная модель жизненного цикла технологии учебного исследования

На первой фазе "Ориентация в предметной области" обучающиеся под руководством преподавателя изучают новую тему: получают знания и компетенции в заданной предметной области, знакомятся с проблемами и вопросами, формулируют предварительную тему исследования.

На второй фазе "Постановка и предварительный анализ проблемы" обучающиеся, используя консультативную помощь, изучают информационные источники по выбранной теме, формулируют проблему, цель и задачи исследования.

На третьей фазе "Планирование исследования"" обучающиеся вместе с руководителем исследования разрабатывают программу и план научного исследования, формулируют предполагаемые результаты и разрабатывают критериально-оценочный аппарат.

На четвертой фазе "Реализация программы исследования" обучающиеся, получая результаты исследования согласно разработанному плану, овладевают новыми знаниями и компетенциями.

На заключительной, пятой фазе "Оценка результатов и рефлексия" обучающиеся вместе с руководителем исследования и привлеченными внутренними и внешними экспертами осуществляют анализ полученных результатов на основе разработанных критериев, оценивают уровень овладения новыми знаниями и компетенциями; составляют отчетную документацию о проведенном исследовании и проводят публичную презентацию.

Преподаватель / техническое средство обучения управляет жизненным циклом процесса учения в соответствии с принятым алгоритмом управления.

Основные принципы управления в деятельности педагога, выделенные Д. А. Новиковым [1], представлены на рис. 13.6 .

Принципы управления в деятельности педагога

Рис. 13.6. Принципы управления в деятельности педагога

13.4. Системы управления обучением. Системы управления учебным контентом

Система управления обучением (англ. Learning management system, LMS) – программный комплекс для автоматизации управления образовательным процессом в системе открытого образования; позволяет администрировать, документировать, отслеживать и создавать отчетность по реализуемым программам электронного обучения; может также включать функции по разработке содержания обучения (образовательных объектов).

Система управления учебным контентом (англ. Learning content management system, LCMS) – программный комплекс для разработки, управления и публикации образовательного контента, который будет доставляться через систему управления обучением.

Таблица 13.2. Сравнительная характеристика LMS и LCMS
Характеристика LMS LCMS
Основная целевая аудитория руководители образова-тельных программ, препо-даватели, администраторы разработчики образовательного контента, педагогические дизайнеры, менеджеры проектов
Концентрация на управлении обучаемым образовательным контентом
Управление традиционной формой обучения да (но не всегда) нет
Представление отчетности о результатах обучения основное внимание на втором плане
Взаимодействие обучаемых да да
Хранение данных профиля обучающегося да нет
Обмен данными об обучающемся с ERP-системами да нет
Планирование событий да нет
Управление компетенциями и анализ когнитивных "разрывов" да да (в некоторых случаях)
Возможность создания контента нет да
Организация контента для повторного использования нет да
Создание тестовых заданий и управление тестированием да да
Динамический предварительный контроль и адаптивное обучение нет да
Инструментарий управления потоком работ по созданию образовательного контента нет да
Доставка образовательного контента путем предоставления инструментов навигации и интерфейса обучаемого нет да

Эталонная модель разделяемого объекта контента (англ. Sharable Content Object Reference Model, SCORM) – сборник технических стандартов, спецификаций и руководств для LMS и LCMS. Системы управления обучением, соответствующие спецификациям SCORM, позволяют экономически эффективно, в любое время и в любом месте предоставить доступ к образовательному контенту высокого качества, а также обеспечить эффективную помощь обучающемуся, адаптированную к его индивидуальным потребностям.

Требования к системам, соответствующим SCORM:

  • доступность – способность находить и предоставлять доступ к учебным объектам, находящимся в удаленных репозиториях контента;
  • долговечность – способность выдерживать технологическую эволюцию и/или изменения без дорогостоящей модернизации, реконфигурации или перекодирования;
  • интероперабельность – способность использовать учебные объекты, созданные в других системах без каких-либо ограничений доступа и реализации;
  • повторное использование – способность гибкого использования учебных объектов в различных приложениях и контекстах.

На рис. 13.7 показаны компоненты и сервисы LMS, удовлетворяющих требованиям SCORM.

Компоненты и сервисы LMS согласно SCORM

увеличить изображение
Рис. 13.7. Компоненты и сервисы LMS согласно SCORM

13.5. Мониторинг образования

Мониторинг – это

  • систематический, глубокий и точный контроль самых различных сторон педагогического процесса;
  • регулярная (систематическая) обратная связь, осведомляющая субъекта управления о состоянии и результатах деятельности системы;
  • системная совокупность регулярно повторяющихся измерений (исследований процесса).

Сущность процессов контроля и мониторинга представляет измерение – сравнение фактических состояний и результатов с заданными целями, нормами, эталонами.

Отношение к результату измерения и его интерпретация выражается в качественной или количественной оценке (отметке).

Диагностика – комплексное обследование, включающее анализ состояния объектов и процессов в целях выявления проблем их функционирования и развития.

ЮНЕСКО осуществляет анализ мировых тенденций в образовании, проводит мониторинг, информирует, оказывает влияние и поддерживает реализацию национальных программ в рамках проекта "Образование для всех" (ОДВ), направленного на достижение следующих целей: обязательное бесплатное начальное образование, равенство полов в начальной и средней школе, повышение качества образования, комплексные подход к воспитанию детей младшего возраста, удовлетворение образовательных потребностей молодёжи и взрослых, повышение грамотности взрослых.

Во Всемирном докладе по мониторингу образования для всех, который является независимой ежегодной публикацией, выходящей при помощи и поддержке со стороны ЮНЕСКО, приводятся статистические данные и оценка состояния образования в мире и систем образования отдельных стран по критериям и показателям, отражающим степень достижения целей по проекту "Образования для всех" ( рис. 13.8).

Критерии и показатели мониторинга состояния образования в мире и систем образования отдельных стран ЮНЕСКО

увеличить изображение
Рис. 13.8. Критерии и показатели мониторинга состояния образования в мире и систем образования отдельных стран ЮНЕСКО

Государственные расходы на образование (англ. Public expenditure on education) – все текущие и основные расходы на образование местных, региональных и национальных органов управления. Охватывает государственные расходы на государственные и негосударственные образовательные учреждения.

Возрастной коэффициент охвата (англ. Age-specific enrolment ratio, ASER) – охват образованием людей данного возраста или данной возрастной группы, независимо от получаемого ими уровня образования, выраженный в процентах от населения того же возраста или возрастной групп.

Ожидаемая продолжительность обучения (англ. School life expectancy, SLE) – количество лет, которые ребенок, как ожидается, проведет в школе или университете с момента начала обучения, включая годы повторного обучения. Ожидаемая продолжительность обучения может быть рассчитана для каждого уровня образования, включая дошкольное.

Забота о детях младшего возраста и их образовании (англ. Early childhood care and education, ECCE) – услуги и программы, направленные на поддержку детского выживания, роста, развития и обучения, включая здоровье, обеспечение питанием, гигиену, а также когнитивное, социальное, эмоциональное и физическое развитие детей от рождения до поступления в начальную школу.

Уровень младенческой смертности (англ. Infant mortality rate) – вероятность смерти ребенка от рождения до года, в расчете на 1000 живорожденных.

Уровень смертности детей от рождения до 5 лет (англ. Child or under-5 mortality rate) – вероятность смерти ребенка от рождения до пяти лет, в расчете на 1000 живорожденных.

Индекс отставания в росте (англ. Stunting rate) – доля детей в данной возрастной группе, рост которых для их возраста составляет от двух до трех стандартных отклонений (умеренная задержка роста) либо три или более стандартных отклонения (тяжелая задержка роста) ниже медианы, установленной Национальным центром статистики в области здравоохранения и Всемирной организацией здравоохранения (англ. World Health Organization). Низкий рост для данного возраста является основным показателем недоедания.

Население школьного возраста (англ. School age population) – население возрастной группы, официально соответствующей данному уровню образования, вне зависимости от того, получают они образование этого уровня или нет.

Валовой показатель охвата (англ. Gross enrolment ratio, GER) – общий охват определенным уровнем образования, независимо от возраста обучающихся, вычисленный в процентах от численности населения в данной возрастной группе, соответствующей этому уровню образования. GER может превышать 100% из-за обучения на данном уровне образования людей из других возрастных групп (младше или старше) и / или повторного обучения.

Чистый коэффициент охвата (англ. Net enrolment ratio, NER) – охват данной возрастной группы данным уровнем образования, выраженный в процентах от численности населения этой возрастной группы.

Первичный скорректированный чистый коэффициент охвата (англ. Primary adjusted net enrolment ratio, ANER) – охват детей официальной первичной группы школьного возраста обучением в начальной или средней школе, выраженный в процентах от численности населения этой возрастной группы.

Валовый коэффициент приема (англ. Gross intake rate, GIR) – общее количество принятых на данный уровень обучения, независимо от возраста, выраженное в процентах от численности населения возрастной группы, которая должна поступить на данный уровень обучения.

Чистый коэффициент приема (англ. Net intake rate, NIR) – количество принятых в первый класс начальной школы, принадлежащие возрастной группе, соответствующей данному уровню обучения, выраженное в процентах от общего количества детей этого возраста.

Чистый коэффициент посещаемости (англ. Net attendance rate, NAR) – численность обучающихся данной возрастной группы для данного уровня образования, которые посещают образовательные учреждения этого уровня, выраженное в процентах от общей численности населения этой возрастной группы.

Дети вне школы (англ. Out-of-school children) – дети школьного возраста, которые не посещают ни начальную, ни среднюю школу.

Подростки вне школы (англ. Out-of-school adolescents) – подростки школьного возраста, которые не посещают ни начальную, ни среднюю школу.

Отсев по классам (англ. Dropout rate by grade) – процент обучающихся, отчисленных из данного класса в данном учебном году.

Показатель выживаемости по классам (англ. Survival rate by grade) – процент обучающихся, поступивших на данный уровень образовательного цикла в данном учебном году, которые как ожидается, достигнут указанного класса, без учета повторенного обучения.

Показатель завершения начального образования группой (англ. Primary cohort completion rate) – процент обучающихся, успешно закончивших начальную школу от числа обучающихся, посещавших последний класс начальной школы. Этот показатель отражает степень выживаемости поступивших до последнего класса и используется для оценки количества детей из имеющих доступ к начальной школе, которые смогли успешно завершить начальное образование.

Коэффициент перехода к среднему образованию (англ. Transition rate to secondary education) – число обучающихся, начавших осваивать программу среднего образования в данном году, выраженное в процентах от числа учащихся, зачисленных в последний класс начальной школы в предыдущем году.

Показатель повторного обучения на данном уровне (англ. Repetition rate by grade) – количество обучающихся, оставленных на повторное обучение в данном классе в данном учебном году, выраженное как процент от количества зачисленных в этот класс в предыдущем учебном году.

Соотношение ученик / учитель (англ. Pupil/teacher ratio, PTR) – среднее число учащихся на одного учителя на определенном уровне образования.

Индекс гендерного паритета (англ. Gender parity index, GPI) – значение, вычисляемое как отношение числа женщин к числу мужчин для данного показателя. GPI от 0,97 до 1,03 свидетельствует о наличии паритета между мужчинами и женщинами. GPI ниже 0,97 указывает на различия в пользу мужчин, GPI выше 1,03 указывает на различия в пользу женщин.

Уровень грамотности молодежи (англ. Youth literacy rate) – количество грамотных лиц в возрасте от 15 до 24 лет, выраженное в процентах от общей численности населения этой возрастной группы.

Уровень грамотности взрослого населения (англ. Adult literacy rate)количество грамотных людей в возрасте 15 лет и старше, выраженное в процентах от общей численности населения этой возрастной группы.

Индекс развития ОДВ (англ. EFA Development Index, EDI) – композитный индекс, направленный на измерение общего прогресса в достижении целей Образования для всех. В настоящее время включает в себя четыре из наиболее легко поддающихся количественной оценке целей:

  • всеобщее начальное образование, измеряемое первичным скорректированным чистым коэффициентом охвата;
  • грамотность взрослого населения, измеряемая уровнем грамотности взрослых;
  • гендерное равенство, измеряемое гендерным индексом ОДВ;
  • качество образования, измеряемое показателем завершения начального образования группой.

Значение индекса развития ОДВ представляет собой среднее арифметическое наблюдаемых значений этих четырех показателей.

страница 2 >
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017