Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6610
» Новых за месяц: 396
» Новых за неделю: 80
» Новых вчера: 2
» Новых сегодня: 1



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

2.1. Психика и организм. Мозг и психика

Психика (от др.-греч душевный) – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Основные функции психики:

  • отражение окружающего мира;
  • обеспечение целостности организма;
  • регуляция поведения.

Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы, структурно-функциональной единицей которой является нейрон (нервная клетка).

Нейрон (от др.-греч. волокно) – электрически возбудимая ячейка, обрабатывающая и передающая информацию посредством электрических и химических сигналов.

Строение нейрона

Рис. 2.1. Строение нейрона

Каждый нейрон состоит из тела клетки (или сомы), которое содержит ядро клетки. Из клеточного тела нейрона вырастают дендриты (короткие ответвления, воспринимающие нервные импульсы, идущие к нейрону) и аксон (длинный тонкий трубчатый отросток, передающий нервные импульсы от нейрона).

Нейроны образуют химические или функциональные связи с другими нейронами, составляя нейронную сеть (англ. biological neural network); точки сопряжения (контакта) нейронов сети называются синапсами.

Раздражение возбуждающих синапсов вызывает нервный импульс, идущий вдоль аксона. Сигналы распространяются от одного нейрона к другому с помощью сложной электрохимической реакции. Передача сигналов от органов чувств к головному и спинному мозгу осуществляется сенсорными нейронами, а от головного и спинного мозга к мышцам и железам – моторными нейронами.

Нерв – покрытый оболочкой пучок аксонов в периферической нервной системе, который является путем для электрохимических нервных импульсов, передающихся по каждому из аксонов к периферическим органам.

Нервная система человека и млекопитающих состоит из центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения).

Периферическая нервная система состоит из соматической нервной системы, которая передает сообщения к органам чувств, мышцам, кожному покрову и от них, и вегетативной (автономной) нервной системы, регулирующей деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов.

Головной мозг – центр нервной системы, физиологические функции которого заключаются в централизованном управлении всеми остальными органами тела. Головной мозг состоит из центрального ствола, лимбической системы и большого мозга.

Основные отделы головного мозга (поперечный разрез)

Рис. 2.2. Основные отделы головного мозга (поперечный разрез)

К центральному стволу относятся:

  • продолговатый мозг, в функции которого входят защитные рефлексы (кашель, чихание, глотание, рвота), жизненно-важные рефлексы (дыхание), регулирование сосудистого тонуса;
  • мозжечок, функции которого – координация движений, регуляция равновесия и мышечного тонуса, мышечная память;
  • таламус, отвечающий за перераспределение поступающей сенсорной информации (за исключением обоняния) к коре головного мозга;
  • гипоталамус, регулирующий все функции организма (кроме сердечного ритма, кровяного давления и спонтанных дыхательных движений), а также эмоции и поведение человека.

Ретикулярная формация (от лат. rete – сеть) – структура, состоящая из более чем 100 небольших нейронных сетей ствола головного мозга и верхнего отдела спинного мозга, которая фильтрует поступающую сенсорную информацию и передает ее в лимбическую систему и кору большого мозга.

Находящаяся внутри таламуса лимбическая система участвует в регуляции функций обоняния и внутренних органов, контролирует инстинктивные поведенческие реакции, эмоции, память, играет важную роль в обучении.

Большой мозг (cerebrum) состоит из двух мозговых полушарий, покрытых извилистой корой, которая играет ключевую роль в осуществлении высших психических функций – памяти, внимания, восприятия, мышления, языка и сознания.

Левое полушарие головного мозга специализируется на экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной памяти, вербальном и абстрактном мышлении, ориентировано на прогнозирование, правое же отвечает за зрительно-пространственную ориентацию, невербальную память, конкретное образное мышление.

Вегетативная (автономная) нервная система состоит из двух систем:

  • симпатической, которая мобилизует нервную систему организма в стрессовых ситуациях, усиливая обмен веществ и повышая возбуждаемость тканей;
  • парасимпатической, функции которой связаны с действиями, не требующими немедленной реакции (слюнотечение, слезотечение, мочеиспускание, пищеварение, дефекация).

Вегетативная нервная система играет важную роль в эмоциональных реакциях, потому что ее волокна опосредуют работу гладкой мускулатуры и желез. Железы внутренней секреции (эндокринные железы) синтезируют и выделяют в кровоток гормоны, влияющие на эмоциональное состояние и мотивацию.

На психику человека оказывает влияние его наследственность. Молекулярной единицей наследственности живого организма являются гены – участки ДНК и РНК, которые хранят информацию о создании и поддерживании клеток организма и передают генетические признаки потомству.

2.2. Психика, поведение и деятельность

Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении.

Поведение (англ. behavior, behaviour) – внешне проявляющаяся активность живых существ; сложный комплекс реакций организма на различные раздражители (стимулы) окружающей среды. Реакции организма могут быть внутренними / внешними, сознательными / подсознательными, явными / скрытыми, вольными / невольными.

Сложность поведения живых существ определяется уровнем их психического развития. Основные стадии развития психики животных:

1. Стадия сенсорной психики.

Инстинктивное поведение – врожденная склонность живых организмов к определенному поведению, которая определяется биологической целесообразностью и обеспечивает выживание вида. Инстинктивное поведение осуществляется без опоры на предыдущий опыт (в отсутствие обучения), представляет последовательность действий короткой или средней длины, которая выполняется без изменений в соответствии с четко определенным сенсорным стимулом. Примеры инстинктивного поведения: строительство животными логовищ, птицами – гнезд, перелеты птиц, брачные игры. Инстинктивному типу поведения животных соответствует уровень психического развития, называемый сенсорной психикой.

2. Стадия перцептивной психики.

Индивидуально-изменчивое поведение – поведение, которое формируется с изменением условий окружающей среды; животное программирует свое поведение на основе восприятия (перцепции) сложной реальной ситуации и формирования ее субъективного образа. Индивидуально-изменчивому поведению соответствует уровень психического развития, называемый перцептивной психикой.

3. Стадия интеллекта.

Интеллектуальное поведение животных – действия, предпринимаемые для решения задачи в новых условиях, которые осуществляются в три этапа:

  • ориентировочный этап – ознакомление с ситуацией, анализ существенных элементов задачи;
  • этап исполнения – выполнение нового способа действия, не закрепленного в предшествующем опыте животного инстинктами или простейшими навыками;
  • этап анализа – сравнение полученных результатов с имевшимися намерениями и корректировка дальнейшего поведения.

Интеллектуальные действия животных индивидуализированы, имеют примитивный характер и не доминируют в их поведении.

Поведение человека – совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение человека является наиболее сложным, поскольку на него оказывают влияние широкий спектр факторов: генетика, социальные нормы, культура, эмоции, ценности, нравственность, мораль, убеждения, верования, взаимоотношения с другими людьми влияния, ограничения. Способность человека к мотивированному и целенаправленному поведению обусловлена наличием сознания.

Деятельность (англ. activity) – это

  • мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели;
  • процессы активного взаимодействия субъекта (человека) с объектом (окружающей средой), направленные на удовлетворение потребностей и достижение сознательно поставленных целей;
  • "специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры" (Э. Г. Юдин, [10, C. 267]);
  • объектно-ориентированная и культурно опосредованная сознательная активность человека, направленная на познание и преобразование окружающей действительности и своего внутреннего мира.

Выделяют следующие отличия деятельности от поведения: деятельность всегда организована, систематична, активна и направлена на достижение некоторого результата; поведение может быть спонтанным, хаотичным, пассивным.

Субъект деятельности – человек, занимающийся деятельностью.

Психологами предложено большое число концептуальных схем деятельности ( рис. 2.3).

Концептуальные подходы к определению структурных элементов деятельности

Рис. 2.3. Концептуальные подходы к определению структурных элементов деятельности

Основными структурными элементами деятельности являются мотивы деятельности, цель, предмет и средства.

Мотив (от лат. moveo – приводить в движение, толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. need) – "состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности" (С.Д. Смирнов, [7, С.98]). Потребности имеют постоянный и актуальный объем, а также психическое отражение в эмоциях.

Цель – предвосхищаемый результат деятельности; реальный / идеальный предмет стремления субъекта, которое может быть как осознанным, так и неосознанным.

Целеполагание – постановка обоснованных и практически достижимых целей. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на ее достижение.

Средства достижения цели – инструменты или медиаторы (посредники), используемые субъектом деятельности. Средства оказывают влияние на структуру деятельности, субъектов деятельности и их взаимодействие, меняются с накоплением опыта.

Основными видами деятельности человека выступают общение, игра, учение и труд.

2.3. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Филогенез (др.-греч. племя, род, вид; происхождение) – "происхождение и в более широком смысле эволюция видов или другой формы животных или растений; эволюционная история" [2, С. 17].

Эволюция психики животных и человека осуществлялась одновременно с развитием их нервной системы. Основные этапы эволюции психики, отражающие порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения, показаны на рис. 2.4 и рис. 2.5.

Порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения

Рис. 2.4. Порядок усложнения реакции живых организмов на воздействия окружения
Этапы филогенеза психики


Рис. 2.5. Этапы филогенеза психики

В эволюции психики важную роль играют условные рефлексы 2 рода (инструментальные, оперантные рефлексы), которые порождаются внутренними потребностями и формируют поведение, выгодное для организма; они являются переходным звеном между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Рассудочная деятельность – усовершенствованная форма инструментальных рефлексов, в ходе которой новые действия возникают не только путем многократных проб, но и спонтанно.

Реакции животных на воздействия окружения находятся в рамках первой сигнальной системы – ощущений и представлений, возникающих в ответ на непосредственные зрительные, звуковые и другие раздражения. В отличие от животных, которые и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями, человек обладает сознанием и мышлением.

Сознание (англ. consciousness) – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

Благодаря сознанию воспринимаемые предметы, явления приобретают для личности определенный смысл и значение. Сознанию присущи следующие признаки: субъективность, понимание, чувствительность, способность переживать и ощущать, бодрствование, осознание индивидуальности, и контроль над разумом.

Физиологической основой сознания является деятельность коры больших полушарий головного мозга, его моторных и сенсорных зон, и отдельных центров.

На основе сознания развивается самосознание, которое является основным свойством личности. Осознавая себя, свои действия, человек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки.

Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при созданий концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.

Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами.

Онтогенез (греч. сущее, существо; происхождение, развитие) – происхождение и развитие организма; процесс индивидуального развития, в ходе которого осуществляются последовательные морфологические, физиологические, биохимические и психофизиологические трансформации в течение всего жизненного цикла организма.

В более общем плане, онтогенез определяется как история структурных изменений в системе (клетка, организм, общество организмов) без потери системной организации.

На рис. 2.6 показаны основные этапы развития психики человека в процессе онтогенеза.

Этапы онтогенеза психики человека

Рис. 2.6. Этапы онтогенеза психики человека

2.4. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного

Психика – сложная система, подсистемы которой состоят из иерархически организованных изменчивых элементов. Основные свойства психики – системность, целостность, нерасчлененность. Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования, подробно рассмотренные в Лекции 1.

С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.

Бессознательное (англ. unconscious mind, the unconscious) – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции.

Бессознательное может рассматриваться как источник мечтаний, спонтанных мыслей, которые появляются без всякой видимой причины, хранилище забытых воспоминаний, центр неявных знаний. Разработка представлений о бессознательном в психологии была начата Зигмундом Фрейдом. Различные проявления бессознательного исследуются в прикладной клинической и экспериментальной психологии. Типы бессознательных явлений показаны на рис. 2.7.

Типы бессознательных явлений


Рис. 2.7. Типы бессознательных явлений

Часто понятие "бессознательное" заменяется термином "подсознание" (англ. subconsciousness), который не является строго научным с точки зрения психологической науки. На рис. 2.8 показаны различные психологические характеристики, отнесенные к феноменам сознания и подсознания.

Психические характеристики феноменов сознания и подсознания

увеличить изображение
Рис. 2.8. Психические характеристики феноменов сознания и подсознания

Предсознание (англ. preconscious) – это

  • психические процессы, протекающие без отображения их в сознании и помимо сознательного управления, т.е. под порогом сознания (мысли о хорошо известном, навыки, привычки, непроизвольные реакции и др.).
  • способность системы воспринимать и обрабатывать информацию одновременно о нескольких элементах окружающей среды без участия сознания, но доступной ему при концентрации внимания на этой информации, для ускорения процесса познания и генерации идей при недостатке возможностей у сознания.

Понятие "предсознание" обозначает феномены психики, которые в данный момент находятся за фокусом сознания, однако тесно с ним связаны, влияют на его функционирование и с изменением условий сравнительно легко переходят в его сферу.

Понятие "неосознаваемое" (англ. nonconscious) обозначает автоматические, в том числе и рефлекторные, действия, не контролируемые сознанием (И. П. Павлов, Д.Н. Узнадзе).

Сверхсознание (англ. higher consciousness) – разновидность неосознаваемого, это эмоционально-образная активность по разрешению сложных эмоциональных задач, попытка выхода из трудных ситуаций.

Проявления сверхсознания: преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.). Физиологический механизм сверхсознания – правополушарная доминанта.

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, способствующее функционированию сознания.

2.5. Структура сознания

Феноменологическая психология – основанное на идеях и методах феноменологии направление психологии, в рамках которого на дескриптивном (описательном) уровне исследуется феномен сознания вне связи его с физическим миром. Основным методом изучения сознания в феноменологической психологии является интроспекция в сочетании с методами изучения мозговой активности.

На рис. 2.9 представлены эмпирические характеристики, формы, функции, компоненты, свойства и уровни ясности сознания человека.

Феномен сознания

Рис. 2.9. Феномен сознания

По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.

По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние [5, С. 137-138].

Сознание как процесспоток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов. Произвольные процессы находятся в "фокусе внимания" субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на "периферии сознания" и являются слабоуправляемыми.

Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного (бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.

Свойства сознания человека:

  • активность – активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием;
  • избирательность – сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира;
  • обобщенность, отвлеченность – сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями;
  • целостность – сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний;
  • константность – устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью;
  • динамичность – способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности;
  • искаженность – при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира;
  • индивидуальный характер – отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом;
  • рефлексивность – сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.

Эмпирические характеристики сознания:

  • пространственная – способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его;
  • временная – способность создавать виртуальный временной континуум "прошлое – настоящее – будущее" и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем;
  • информационная – способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения.
  • энергетическая – способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.

Краткие итоги

Психика – способность субъекта активно отображать объективную реальность, возникшая как результат взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Интегративная функция психики состоит в обеспечении адаптации организма к условиям окружающей среды.

Психика – результат сложной деятельности нервной системы организма.

Стадии развития психики животных: стадия сенсорной психики _ стадия перцептивной психики _ стадия интеллекта.

Структурными компонентами психики являются психические явления: процессы, состояния, свойства и образования. С точки зрения осознаваемости психических явлений, в структуре психики выделяют: бессознательное, предсознание, сознание, сверхсознание.

Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики.

Бессознательное – актуально неосознаваемые действия и психические явления (например: привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы), осуществляющиеся автоматически и не доступные для интроспекции

Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается – стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, которое также способствуют функционированию сознания.

Задания для самоконтроля

  1. Опишите строение нервной системы, являющей основой психики.
  2. Дайте определение понятию "психика", опишите основные стадии развития психики животных.
  3. Дайте определение понятию "поведение"; охарактеризуйте типы поведения животных, сформировавшиеся на каждой стадии развития психики.
  4. Дайте определение понятию "деятельность"; проанализируйте различные подходы к определению структурных компонентов деятельности; выделите отличия деятельности от поведения.
  5. Сформулируйте определения понятий "филогенез" и "онтогенез", охарактеризуйте этапы филогенеза и онтогенеза психики.
  6. Опишите структуру психики, раскройте сущность феноменов сознательного, бессознательного и их характеристики; изучите типы бессознательных явлений и их взаимосвязи с сознанием.
  7. Проанализируйте формы, функции, компоненты, свойства и эмпирические характеристики сознания, охарактеризуйте уровни ясности сознания.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017