Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6621
» Новых за месяц: 397
» Новых за неделю: 39
» Новых вчера: 5
» Новых сегодня: 3



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

4.1. Память. Мнемические процессы

Память (англ. memory) – это

  • "способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении" [5, С. 79];
  • совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).
Память и мнемические процессы

увеличить изображение
Рис. 4.1. Память и мнемические процессы

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими (от греч. память). Мнемическая деятельностьдеятельность по запоминанию и воспроизведению информации.

Основные функции памяти:

  1. отражательная – память отражает объекты, которые ранее ощущались и воспринимались субъектом, посредством создания мнемических образов;
  2. регулятивная – память задействована во всех протекающих психических процессах и выступает основой деятельности и поведения.

Физиологическая основа памяти – образование, сохранение и актуализация ассоциаций, т.е. временных связей и их систем, в головном мозге. Образование ассоциаций происходит при воздействии раздражителей на органы чувств и наличии внимания к ним. В рецепторных системах анализаторов возникают сенсорные следы информации, лишняя (повторяющаяся) информация отфильтровывается таламусом. Поступающая информация структурируется в сенсорной коре (начало этапа формирования кратковременной памяти). В ассоциативной коре определяется, какая часть поступившей информации будет переведена в долговременную память. Гиппокамп (часть лимбической системы головного мозга) участвует в механизмах консолидации памяти – перевода информации из кратковременной памяти в долговременную, избирательно усиливая запоминание объектов.

Основные мнемические процессы:

  1. Запоминание (кодирование) – процесс запечатления сенсорных следов информации в системе ассоциаций; "преобразование информации в определенный код или репрезентацию, приемлемую для памяти" [2, С. 293]. Запоминание избирательно. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг.
  2. Хранение – процесс удержания и переработки закодированной информации.
  3. Воспроизведение – процесс извлечения информации, хранящейся в памяти. Воспроизведение может осуществляться на уровне узнавания, на уровне воспроизведения и на уровне припоминания.
  4. Забывание – активный процесс, заключающейся в потере доступа к запомненной информации, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено.

Р. Аткинсон и Р. Шифрин [7] предложили следующую модель памяти ( рис. 4.2).

Модель памяти Аткинсона-Шифрина

Рис. 4.2. Модель памяти Аткинсона-Шифрина

Данные, подлежащие сохранению, называются памятью, а структурный элемент, в котором они хранятся – хранилищем памяти. Входящий стимул регистрируется в сенсорной памяти. Информация, удерживаемая в сенсорном регистре 1-3 секунды, сканируется, и отфильтрованная ее часть вводится в кратковременное хранилище. В долговременное хранилище информация поступает из кратковременного хранилища, а также непосредственно из сенсорной памяти. Информация, находящаяся в долговременном хранилище, является относительно постоянной, хотя доступ к ней может теряться из-за интерференции с входной информацией.

Характеристики памяти:

  • Длительность – время, в течение которого необходимая информация удерживается в памяти.
  • Объем – количество элементов, одновременно удерживаемых в памяти (объем кратковременной памяти ограничен 7 ± 2 элементами; объем и длительность хранения в долговременной памяти практически неограниченны).
  • Точность воспроизведения – степень соответствия между принятой информацией и воспроизведенной по памяти (в процентах).
  • Быстрота воспроизведения – скорость извлечения из памяти необходимой информации.
  • Скорость запоминания – быстрота запечатления информации в единицу времени, зависящая от количества повторений.
  • Скорость забывания – быстрота исчезновения информации (элементов объема памяти) из памяти в единицу времени.

На рис. 4.3 показаны основные характеристики компонентов памяти, приведенные в работе Р. Л. Солсо [6, С. 272].

Характеристики компонентов когнитивных систем хранения

Рис. 4.3. Характеристики компонентов когнитивных систем хранения

Подходы к классификации видов памяти

1. По характеру психической активности различают следующие виды памяти:

  • образная – информация запоминается в виде сенсорно-перцептивных образов определенной модальности (зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых) и используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью / самосохранением организма.
  • эмоциональная – память на пережитые аффекты, эмоции, чувства и настроения;
  • двигательная (моторная) – память различных характеристик движения (амплитуды, быстроты, темпа, ритма, последовательности и др.); является в значительной мере автоматизированной; служит основой для формирования навыков ходьбы, письма, трудовых и др. навыков, также лежит в основе речи.
  • словесно-логическая – память на числа, слова, понятия, правила, абстрактные идеи.

2. По продолжительности сохранения информации выделяют мгновенную (синонимы – иконическая, сенсорная, следовая), кратковременную, долговременную и оперативную память. Оперативная память включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней).

3. По степени волевого контроля выделяют виды памяти:

  • произвольная память – волевая регуляция мнемической деятельности, направленная на достижение сознательной мнемической цели (задачи);
  • непроизвольная память – отсутствует специальная мнемоническая задача (цель) и запоминание происходит автоматически и без волевого усилия.

4. По способу заучивания выделяют два вида памяти:

  • механическая память – запоминание воспринимаемой информации без ее анализа и преобразования путем многократных повторений;
  • логическая память – запоминание информации путем выявления и структурирования логических связей и отношений между отдельными элементами.

Логическая память во много раз продуктивнее механической.

5. По использованию вспомогательных средств выделяют два вида памяти: непосредственную (натуральную)память без использования вспомогательных средств, и опосредованную – с использованием различных средств и приемов.

6. По происхождению выделяют виды памяти: генетическую (биологическую), обусловленную генотипом и передаваемую из поколения в поколение, и приобретенную, хранящую информацию, которую человек усваивает в процессе жизни.

7. По степени осознаваемости различают имплицитную (бессознательную) и эксплицитную (осознаваемую) память.

Мнемотехники – система приемов, позволяющих повысить эффективность запоминания информации: увеличить объем информации, запоминаемой после однократного предъявления, а также скорость, точность и быстроту запоминания.

Приемы улучшения процесса запоминания информации:

  • управление произвольным и послепроизвольным вниманием;
  • структурирование информации различными методами (ранжирование, сортировка, классификация и др.)
  • рациональное повторение;
  • использование семантических приемов;
  • целенаправленное воображение.

Нарушения (аномалии) памяти:

  • гипомнезия – ослабление памяти;
  • парамнезия – ложные узнавания незнакомых объектов ("дежа вю");
  • амнезия – отсутствие или значительное снижение памяти;
  • гипермнезия – резкое усиление мнемических процессов запоминания, хранения и воспроизведения.
  • 4.2. Мышление и интеллект. Творчество

    Мышление (англ. thought, thinking) – психический процесс, в ходе которого человек формирует психологические ассоциации (связи) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.

    По определению Р.Л. Солсо, мышление представляет собой процесс формирования новой мысленной репрезентации, включающий преобразование информации в ходе сложного взаимодействия мысленных атрибутов суждения, абстрагирования, рассуждения, воображения и решения задач [6, С. 310].

    Мышление связано с любой ментальной или интеллектуальной деятельностью, включающей субъективное сознание индивида. Мышление позволяет понимать и моделировать окружающую действительность, представлять и интерпретировать ее в соответствии с потребностями, желаниями, привязанностями, целями, задачами, планами.

    Мышление когнитивно, то есть происходит "внутренне", в уме, но о нем судят по поведению.

    Основные функции мышления:

  • понимание – осознание сущности объектов, их атрибутов, а также взаимосвязей и взаимозависимостей между ними;
  • целеполагание – порождение новых целей, программ поведения и деятельности;
  • целевыполнение – решение проблем, задач для достижения поставленных целей;
  • рефлексия – осознание субъектом своих внутренних действий, осмысление полученных результатов.
Виды, логические формы, функции, мыслительные операции и нарушения мышления

Рис. 4.4. Виды, логические формы, функции, мыслительные операции и нарушения мышления

Виды мышления – проявление специфики познавательных процессов при решении различных задач. Чем сложнее мышление, те большее место в нем занимают психические процессы. Рассмотрим классификации видов мышления.

1. По генезису развития мышления в филогенезе и онтогенезе различают:

  • наглядно-действенное мышление – процесс формирования психологических ассоциаций и моделей мира путем манипулирования материальными, непосредственно воспринимаемыми предметами (присуще детям с рождения до 1,5 лет);
  • наглядно-образное мышление – процесс преобразования перцептивных образов в образы представления, последующей трансформации, модификации и обобщения их предметного содержания (формируется с 1,5 до 7 лет);
  • абстрактно-логическое (синонимы: дискурсивное, словесно-логическое, вербально-логическое, абстрактно-понятийное, отвлеченное) мышление – мышление, функционирующее на базе средств языка, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями (формируется с 7 лет);

2. По характеру решаемых задач различают следующие виды мышления:

  • теоретическое – мышление, опирающееся на логические суждения, умозаключения и выводы, которое направлено на выявление проблем, формулировку гипотез, постановку и решение задач, опосредованно связанных с практикой;
  • практическое – мышление, включенное в решение практических задач;

3. По степени развернутости выделяют виды мышления:

  • дискурсивное (абстрактно-логическое) – речевое мышление на основе логических суждений;
  • интуитивное – мышление на основе чувственных восприятий, функционирующее на уровне бессознательного (за рамками сознательного понимания);

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

  • продуктивное (творческое) – мышление на основе творческого воображения.
  • репродуктивное (нетворческое) – мышление на основе образов и представлений, воспроизводящих уже известные способы деятельности;

Конвергентное мышление (от лат. convergero – приближаться, сходиться) – мышление, ориентированное на поиск единственного наилучшего правильного решения проблемы; характеризуется скоростью, точностью, логикой, эффективным использованием известных методов и техник на основе накопленной информации.

Дивергентное мышление (от лат. divergero – расходиться) – мышление, ориентированное на творческий поиск решения проблем путем генерирования и оценки множества различных вариантов; имеет веерообразный, разветвлённый, спонтанный характер.

Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие (англ. concept, от лат. conceptum – что-то постигаемое) – ментальный символ (которые иногда рассматриваются как абстрактные сущности), используемый для обозначения класса объектов, характеризуемых общностью специфических свойств (признаков, характеристик).

Суждение (англ. proposition) – повествовательное предложение, отражающее взаимосвязи между объектами, их свойствами и признаками в форме высказывания, которое может быть истинным или ложным. Суждения могут формироваться непосредственно (на основе восприятия) и опосредованно (при помощи умозаключений).

Умозаключение (рассуждение) – процесс и результат извлечения (вывода) из исходных суждений, являющихся предпосылками, нового суждения, которое называется заключением.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – умозаключение, полученное путем вывода из конкретных фактов общих положений, принципов, правил (от частного к общему).

Дедукция (лат. deductio – выведение) – умозаключение, полученное путем вывода частного суждения из общего по правилам логики.

Аналогия (др.-греч. соотношение) – познавательный процесс передачи информации / смысла от одного объекта (аналога) на другой конкретный объект (цель); в узком смысле – умозаключение, полученное путем логического вывода частного суждения из другого частного суждения на основе некоторых элементов сходства.

Умственные действия (англ. mental actions) – действия с образами, представлениями и понятиями, выполняемые во внутреннем плане сознания без опоры на внешние средства. Мыслительные операции, составляющие основу мыслительной деятельности человека:

  1. анализ (от др.-греч. разложение, расчленение) – разделение объекта на отдельные составляющие с целью получения нового знания или углубления понимания существенных свойств, связей и отношений между ними.
  2. синтез (от др.-греч. соединение, связывание) – объединение отдельных сущностей в единое целое – систему, которая приобретает новые свойства, не присущие ее составляющим (операция, обратная анализу);
  3. обобщение (англ. generalization) – расширение понятия путем рассмотрения его на более высокой ступени абстракции, переход от частного к общему понятию, имеющему более широкий объем и менее конкретное содержание.
  4. конкретизация (англ. specialization) – перенос знания об общем понятии на частное понятие более узкого объема с более конкретным содержанием (операция, обратная обобщению);
  5. сравнение (англ. сomparison) – качественное / количественное сопоставление свойств объектов для выявления сходств и различий между ними;
  6. абстрагирование (англ. abstraction) – сокращение информационного содержания понятия / наблюдаемого явления путем выделения и независимого рассмотрения его отдельных свойств;

Мыслительный процесс направлен на решение определенной задачи. Этапы решения задач:

  1. Изучение условий задачи, определение того, что дано, и что необходимо найти.
  2. Разработка стратегии решения задачи, включая общий план предполагаемых действий.
  3. Выбор конкретного метода (способа, инструмента) и поиск решения.
  4. Оценка полученных результатов.

В процессе решения задачи используются различные стратегии, например:

  • случайный перебор ("метод проб и ошибок") – из некоторого множества возможных вариантов решения случайным образом выбирается какой-то один, который затем подвергается оценке; перебор и оценка различных вариантов осуществляется до тех пор, пока не будет найдено правильное решение;
  • систематический (полный) перебор – поиска решения исчерпыванием всех возможных вариантов;
  • рациональный перебор ("последовательное приближение") – оптимальное решение задачи находится путем отсева подмножеств допустимых решений, заведомо не содержащих оптимальных решений.

Часто мышление заменяют другим словом – "интеллект".

Интеллект (от лат. intellectus – познание, понимание) – это

  • самые общие психические способности (включая способность осознавать себя, рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, общаться, быстро учиться и учиться на собственном опыте), позволяющие человеку понимать окружающую среду и эффективно в ней адаптироваться;
  • результат процесса приобретения, хранения в памяти, поиска, объединения, сравнения и использования в новых контекстах информации и когнитивного опыта.

Для оценки общего интеллекта g (англ. general intelligence) выделены следующие показатели (Дж. Кэрролл, [8]):

  • подвижный интеллект Gf (англ. fluid intelligence) – общие способности логически мыслить, анализировать и решать проблемы в новых условиях;
  • кристаллизовавшийся интеллект Gc (англ. crystallized intelligence) – способность использовать накопленный объем знаний и опыт на практике и передавать другим;
  • математические способности Gq (англ. quantitative reasoning) – способность понимать количественные понятия и отношения и манипулировать числами;
  • способность читать и писать Grw (англ. Reading and writing ability) – основные навыки чтения и письма;
  • кратковременная память Gsm (англ. short-term memory) – способность воспринимать и хранить оперативную информацию и использовать ее в течение нескольких секунд;
  • долговременное хранение и воспроизведение информации Glr (англ. long-term storage and retrieval) – способность хранить информацию и свободно извлекать ее в процессе мышления;
  • зрительная обработка Gv (англ. visual processing) – способность воспринимать, анализировать, синтезировать и мыслить визуальными образами, в том числе возможность хранить и воспроизводить визуальные репрезентации;
  • слуховая обработка Ga (англ. auditory processing) – способность анализировать, синтезировать и распознавать звуковые стимулы, в том числе способность обрабатывать и различать звуки речи, которые могут быть представлены в искаженном виде;
  • скорость обработки Gs (англ. processing speed) – способность автоматически выполнять когнитивные задачи, в частности, в сложных ситуациях, требующих концентрации внимания;
  • время / скорость реакции / принятия решения Gt (англ. decision/reaction time/speed) – время, необходимое для отклика на стимул или задачу (измеряется в секундах или долях секунды, в отличие от Gs, которая обычно измеряется с интервалом в 2 -3 минуты).

Творчество (англ. creativity, от лат. creare – создавать) – вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и неограниченным прагматическим результатам, заключающимся в создании нового и ценного продукта.

Фазы творческого процесса (по Г. Уоллес):

  1. подготовительная фаза – формулируется задача, используются общие знания;
  2. инкубационная фаза – прямые попытки решения задачи не предпринимаются, а мысль направляется на что-нибудь другое;
  3. фаза просветления – достигается понимание;
  4. фазы проверки – испытываются результаты инсайта.

Анализ творчества осуществляется при помощи экспертных оценок и психометрического инструментария, используемого для измерения различных процессов мышления.

4.3. Общение и речь

Общение (англ. communication, от лат. communis – участвовать, разделять) – деятельность по передаче информации через обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством устной / письменной речи, графических образов, сигналов или поведения.

Функции (цели) общения:

  1. контактная – установление связи, поддержание взаимодействия и сотрудничества между участниками общения;
  2. информационная – передача информации от источника к получателю;
  3. побудительная – стимуляция деятельности участников общения;
  4. координационная – согласование действий в совместной деятельности;
  5. перцептивная – восприятие и познание участников общения;
  6. эмотивная – обмен эмоциями.

Речь (англ. speech, discourse) – "исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка" [1, С. 474]. Как средство выражения мыслей людей в процессе общения, речь является основным механизмом мышления.

Язык (англ. language) – система знаков для соотнесения содержания понятий с их типовым звучанием (вокализацией) и / или написанием, применяемая для обмена информацией.

Использование речи имеет два аспекта – порождение и понимание.

Речь и речевые процессы

Рис. 4.5. Речь и речевые процессы

Функции речи:

  • коммуникативная – интегральная, обобщающая функция речи в передаче информации между людьми;
  • мнемическая – с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память;
  • интеллектуальная – речь является средством мышления;
  • регулятивная – речь участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности;
  • экспрессивная – речь отражает отношение человека к событиям действительности, выражает оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние;
  • сигнификативная – слова как символы реальных объектов являются "вторыми" сигналами, в отличие от "первых", т.е. стимулов ощущений и восприятий;
  • психодиагностическая – особенности речи позволяют оценивать психические состояния, свойствах и процессы человека;
  • психотерапевтическая – речь может использоваться как инструмент психологического влияния и самовлияния.

Физиологические основы речи

Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха человек становится немым. Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии головного мозга, при различных поражениях которого человек теряет возможность говорить, читать, писать и пр.

Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигнальных систем (И.П. Павлов). Первая сигнальная система – совокупность условных рефлексов на внешние / внутренние раздражители среды; является основой непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий. Вторая сигнальная система – совокупность условных рефлексов на речевые раздражители (слова как сигналы); является основой опосредованного отражения действительности.

Виды речи (англ. kinds of speech) – "принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их компонентов" [1, С.71]. Рассмотрим классификации видов речи.

  1. По "локализации" различают следующие виды речи:
    • внешняя – звучащая, осознаваемая речь, используемая в повседневном общении для обмена информацией с другими людьми;
    • внутренняя – невокализируемая речь, которая обслуживает процесс мышления человека, не выполняя функцию общения; является производной формой внешней речи;
    • эгоцентрическая – звучащая речь, обращенная к самому себе; возникает как промежуточная форма между внешней и внутренней речью.
  2. По форме речь подразделяют на два вида:
    • устная – внешняя, вокализируемая и воспринимаемая на слух речь;
    • письменная – речь, закрепленная в виде письменного текста, доступного для зрительного восприятия;
  3. По количеству участников речевой деятельности выделяют виды речи:
    • монолог – непрерывная связанная речь одного человека в течение продолжительного промежутка времени;
    • диалог – одновременная речь двух человек;
    • полилог – одновременная речь нескольких человек.
  4. По степени активности участников речевого акта выделяют активную (речь говорящего) и пассивную (речь слушающего) формы.
  5. По средствам осуществления выделяют звуковую и жестовую речь.
  6. По степени развития речевой функции различают развитие сенсорной речи (т.е. понимание смысла речи на основе сенсорной информации) и развитие экспрессивной речи (т. е. способность говорить).

Афазия (от древнегреч. безмолвие) – "нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария; системное расстройство различных видов речевой деятельности" [3, С. 122].

Виды афазий:

  • динамическая – нарушение связности активной речи при относительной сохранности повторной и автоматизированной речи;
  • сенсорная – утрата фонематичного слуха, то есть способности различения звукового состава слов; проявляется в затруднении понимания устной речи и письма под диктовку;
  • семантическая – трудность находить слово и понимать семантические отношения между словами;
  • эфферентная моторная – разрушение структуры высказывания при сохранности отдельных слов;
  • и другие.

Краткие итоги

Память – совокупность психических процессов, посредством которых информация кодируется / регистрируется (прием, обработка, объединение полученной информации), хранится (создание постоянной записи закодированной информации) и извлекается / вспоминается (обратный вызов сохраненной информации в ответ на внешний или внутренний стимул).

Все протекающие в памяти процессы называют мнемическими. Основные мнемические процессы: запоминание, хранение, воспроизведение, забывание. В модели памяти Аткинсона-Шифрина выделены три элемента: сенсорная, кратковременная и долговременная памяти. Характеристики памяти: скорость запоминания, длительность, точность и быстрота воспроизведения, скорость забывания.

Мышление – психический процесс формирования психологических ассоциаций (связей) и модели мира путем манипулирования информацией при создании концептов, решении проблем, анализе и принятии решений.

Классификации видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое; теоретическое, практическое; продуктивное, репродуктивное.

Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование.

Интеллект – самые общие психические способности (включая способность осознавать себя, рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, общаться, быстро учиться и учиться на собственном опыте), позволяющие человеку понимать окружающую среду и эффективно в ней адаптироваться.

Творчество – вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и неограниченным прагматическим результатам, заключающимся в создании нового и ценного продукта.

Общение – деятельность по передаче информации через обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством устной / письменной речи, графических образов, сигналов или поведения. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Классификация видов речи: внешняя, внутренняя, эгоцентрическая; устная, письменная; монологическая, диалогическая.

Задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте определения понятий "память", "мнемическая деятельность", "мнемические процессы"; опишите физиологические основы и функции памяти; дайте характеристику мнемических процессов.
  2. Проанализируйте характеристики памяти, опишите основные характеристики сенсорной, кратковременной и долговременной памяти (модель памяти Р. Аткинсона и Р. Шифрина); раскройте различные подходы к классификации видов памяти; назовите аномалии памяти.
  3. Сформулируйте определения понятия "мышление", опишите основные функции и свойства мышления; проанализируйте виды и логические формы мышления; дайте характеристику мыслительных операций, составляющих основу мыслительной деятельности человека и стратегии решения задач.
  4. Сформулируйте определение понятия "интеллект", опишите содержательные отличия концептов "мышление" и "интеллект"; охарактеризуйте показатели оценки общего интеллекта.
  5. Сформулируйте определения понятий "общение", "речь", "язык"; опишите физиологические основы, функции и свойства речи; проанализируйте классификации видов речи по различным основаниям; дайте характеристику нарушений речи.
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 22
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017