Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6610
» Новых за месяц: 396
» Новых за неделю: 80
» Новых вчера: 2
» Новых сегодня: 1



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

6.1. Понятие личности в психологии. Структура личности

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, посвященный изучению личности, как отдельных ее характеристик, так их совокупности и связей между ними.

Личность (англ. personality) – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [1, C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [10, С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, [8, C. 282]);
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [4, С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [13, С. 199]).

Психические свойства личности – динамический и органический набор индивидуально-психологических особенностей (характеристик) человека, определяющих его познание, эмоции, межличностные ориентации, мотивации и поведение в различных ситуациях, постоянные способы взаимодействия человека с миром. Психические свойства личности характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности, влияя на ожидания, самовосприятие, ценности и взгляды, и обусловливая реакции на других людей, проблемы и стресс.

Гордон Уиллард Олпорт (1897 – 1967) описал два основных подхода к изучению личности:

  • номотетический (от лат. norma – образец) – ориентирован на поиск общих законов, справедливых для многих различных людей (например, принцип самореализации, или черты экстраверсии), предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой;
  • идиографический (от греч. описывать особенности) – ориентирован на распознавание, описание и понимание индивидуальных особенностей и уникальных аспектов конкретного человека.

На рис. 6.1 показаны различные модели динамической структуры личности, разработанные отечественными психологами.

Модели динамической структуры личности

Рис. 6.1. Модели динамической структуры личности

6.2. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности

Темперамент (от лат. temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей) – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека.

Темперамент биологически определен и представляет собой конституционную предрасположенность реагировать определенным образом на раздражители. Темперамент, определяющий стилистические аспекты поведения человека, может быть идентифицирован в раннем детстве. Индивидуальные различия в чертах темперамента, таких как тревожность, экстраверсия / интроверсия, реактивность наблюдаются и у животных.

Типы темперамента и их взаимосвязи со свойствами нервной системы (силой, уравновешенностью, подвижностью), выделенные И. П. Павловым, представлены на рис. 6.2.

Теория темперамента И.П. Павлова

Рис. 6.2. Теория темперамента И.П. Павлова

Свойства темперамента:

  • сензитивность или чувствительность – способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители;
  • активность – степень внутренней потребности, тенденция индивида к самовыражению и эффективному освоению внешней действительности;
  • реактивность – степень интенсивности ответной реакции на внешние и внутренние стимулы; проявляется в темпе, силе и форме реакции;
  • темп психических реакций – скорость (быстрота) протекания психических реакций и психических процессов;
  • пластичность – способность гибко, легко адаптироваться к новым внешним условиям;
  • ригидность – инертность, медлительность в адаптации к новым внешним условиям;
  • эмоциональная возбудимость – время реакции на раздражители, сила воздействия, необходимого для возникновения эмоций и скорость их возникновения;
  • экстраверсия – преимущественная направленность на внешний мир, ориентация на социальные отношения;
  • интроверсия – направленность на внутренний мир, ориентация на рефлексию, переживания, чувства; проявляется в замкнутости, некоммуникабельности, склонности к углубленному самоанализу.

На рис. 6.3 отображены значения свойств темперамента у представителей различных типов темперамента по трехбалльной шкале: высокий уровень, низкий уровень, отсутствует.

Свойства четырех типов темперамента

увеличить изображение
Рис. 6.3. Свойства четырех типов темперамента

Аннотация: Рассматривается понятие личности в психологии, модели динамической структуры личности и ее психические свойства (темперамент, характер, способности, направленность личности), а также межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия.

Характер (от греч. черта, признак, особенность) – это

  • иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения;
  • "совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими" [5, С.203].

Акцентуация характера (англ. character accentuation, от лат. accentus – ударение) – яркое доминирование некоторых черт характера (или их сочетаний) на другими, находящееся в пределах нормы психического здоровья.

На рис. 6.4 показаны свойства и выразительные внешние признаки, отражающие характер личности, приведены две классификации черт характера, а также некоторые распространенные акцентуации характера, не являющие клинической патологией.

Свойства, выразительные признаки, черты и акцентуации характера

увеличить изображение
Рис. 6.4. Свойства, выразительные признаки, черты и акцентуации характера

Свойства характера:

  • определенный – характер с наличием одной или нескольких выраженных доминирующих черт;
  • неопределенный – характер, в котором доминирующие черты отсутствуют или выражены очень слабо;
  • цельный – характер, в котором отсутствуют противоречия между отдельными чертами;
  • противоречивый – характер, отдельные черты которого не согласованны и конфликтуют между собой;
  • сильный – характер с высоким уровнем развития волевых черт;
  • слабый – характер с низким уровнем развития волевых черт.

Способности (англ. aptitude, abilities, capabilities) – это

  • "индивидуально-психологические особенности личности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности" (Б.М. Теплов, Цит. по [3, С. 527]);
  • "свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии освоения и реализации деятельности" (В.Д. Шадриков, [12 С.74]).

Способности могут быть физическими или ментальными, они являются составной частью компетентности в выполнении определенного вида работы на определенном уровне.

На рис. 6.5 представлены классификации способностей личности по шести основаниям.

Классификации способностей

Рис. 6.5. Классификации способностей

Общие способности в норме имеются у большинства людей данной возрастной категории и в той или иной мере задействованы во всех видах деятельности. Специальные способности не являются широко распространенными, они обнаруживаются в отдельных специальных областях деятельности, позволяя достичь высоких результатов.

Способности имеют свои сензитивные периоды развития – ограниченные промежутки времени (возрастные интервалы), в течение которых организм наиболее чувствителен к специфическим влияниям, это оптимальные периоды для эффективного развития психических функций.

Факторы, определяющие развитие способностей:

  • характер деятельности;
  • внешняя среда;
  • внутренняя среда;
  • возможность компенсации.

Показатели наличия способностей у человека:

  • склонность к занятиям данной деятельностью;
  • скорость продвижения в овладении способов и приемов деятельности;
  • уровень достижений (качественный, количественный);
  • цена успехов.
Уровни развития способностей

Рис. 6.6. Уровни развития способностей

Задатки (англ. inclinations) – врожденные анатомо-физиологические особенности человека (типологические свойства нервной системы, особенности строения сенсорных систем, а также отдельных зон коры больших полушарий головного мозга), составляющие основу формирования и развития тех или иных способностей. Задатки многозначны, неспецифичны к конкретным содержанию и формам деятельности; на основе одних и тех же задатков могут сформироваться и развиться различные способности.

Склонность (англ. disposition) – позитивное, внутренне мотивированное отношение, естественная предрасположенность, интерес, влечение к какому-либо виду деятельности.

Общая одаренность (англ. general aptitude, general giftedness) – синоним общих способностей, определяющих возможность достижения человеком более высоких (по сравнению с условным средним уровнем) результатов в некотором диапазоне деятельностей; является основой развития специальных способностей.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • по особенностям возрастного развития – ранняя / поздняя;
  • по форме проявления – явная / скрытая,
  • по степени сформированности одаренности – актуальная / потенциальная.

Талант (англ. talent) – высокий уровень развития способностей и их сочетаний (чаще – специальных), проявляющийся в творческих видах деятельности и обеспечивающих достижение выдающихся результатов в определенной деятельности.

Гениальность (от лат. genius – дух) – высочайшая степень одаренности личности, воплощающаяся в творчестве, которое имеет историческую значимость для жизни всего общества.

Направленность личности – термин отечественных психологов, обозначающий индивидуальную систему устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность. Направленность личности характеризуется следующими качествами: уровнем, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Мотив (от лат. moveo – двигаю; англ. incentive) – это

  • материальный или идеальный "предмет", а также психический образ данного предмета, вызывающий и направляющий деятельность для удовлетворения определенных потребностей субъекта (внешний мотив);
  • "внутренняя, устойчивая психологическая причина поведения" человека, побуждающая к деятельности и придающая ей осмысленность (М.В. Гамезо [5, С. 173] (внутренний мотив).

Мотивация (англ. motivation) – процесс образования, формирования мотивов, а также "движущая сила", характеристика процесса, который вызывает, стимулирует, управляет и поддерживает на определенном уровне ориентированную на цель поведенческую активность.

Мотивы формируются из потребностей, являющихся источниками активности человека.

Потребность (англ. needs) – "состояние живого организма, нуждающегося для своего существования в чем-то, находящемся за пределами его самого и называющегося предметом потребности" (С.Д. Смирнов, [11, С.98]). Неопредмеченная потребность побуждает и направляет поисковую активность, направленную на идентификацию предмета потребности. Опредмеченная потребность становится мотивом.

Деятельность побуждается сложным сочетанием мотивов, из которых некоторые мотивы являются ведущими, выполняющими функции смыслообразования, и подчиненные (мотивы-стимулы), которые реализуют стимулирующие функции.

На рис. 6.7 слева направо представлены:

  • оригинальная версия иерархической модели потребностей человека, разработанная и опубликованная А. Маслоу в 1954 году (пятиуровневая модель);
  • адаптация иерархии А.Маслоу 1970-х гг., в которую дополнительно введены два уровня потребностей – когнитивные и эстетические;
  • адаптация иерархии А.Маслоу 1990-х гг., в которую добавлен восьмой уровень – трансцендентные потребности.
Иерархическая система потребностей

Рис. 6.7. Иерархическая система потребностей

Уровни потребностей человека:

  1. биологические и физиологические потребности – базовые потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания организма; это потребности в воздухе, пище, воде, сне, сексе, жилье и т.д.;
  2. потребности в безопасности – выступают на первый план после удовлетворения потребностей первого уровня; это потребности защиты в критических ситуациях, безопасности, порядка, закона, стабильности;
  3. потребности в принадлежности и любви – после удовлетворения потребностей первого и второго уровня, у человека ведущими становятся социальные потребности; это потребности в семье, любви, отношениях с другими людьми;
  4. потребности в уважении – достижение независимости, некоторого статуса, успеха, признания;
  5. когнитивные потребности – на этом уровне развития потребностей человек чувствует необходимость расширения границ своего познания окружающей действительности и преследует цели увеличения своих знаний о мире и получения нового опыта; это потребности в новых знаниях и смыслах;
  6. эстетические потребности – на данном уровне развития потребностей у человека возникает тяга к обновлению себя как личности посредством приобщения к красоте, природе, искусству, музыке и другим эстетически красивым вещам, которые может предложить мир; это приводит к развитию чувства прекрасного, близости и единения с природой, гармонии;
  7. потребности в самореализации (в русскоязычной литературе используется перевод как "потребности в самоактуализации") – потребности в реализации личностного потенциала, самореализации, поиск точек личного роста;
  8. трансцендентные потребности – достигнув самореализации, у человека возникает желание помочь самореализации других; поступая таким образом, личность выходит за границы сознания обычного человека и начинает воспринимать окружающий на мир на другом уровне бытия.
  9. 6.3. Личность и социальная группа

    Социальная психология (англ. social psychology) – научная дисциплина, находящаяся на стыке психологии и социологии, которая изучает особенности влияния на эмоции, поведение и деятельность человека фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей.

    В рамках социальной психологии изучаются:

  10. специфика межличностного, личностно-группового и межгруппового общения и взаимодействия;
  11. характеристики и проблемы малых и больших социальных групп;
  12. проблемы социализации личности, ее социальных ориентации и установки.

Социальная группа (англ. social group) – два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, имеют сходные характеристики (интересы, ценности, представления, этническое или социальное происхождение, родственные связи), имеют чувство коллективного единства, идентифицируют себя в качестве членов группы и участвуют в совместной деятельности.

Классификация социальных групп показана на рис. 6.8 .

Классификации социальных групп

Рис. 6.8. Классификации социальных групп

Первичная группа – малая социальная группа, члены которой разделяют личные и прочные отношения, проводят вместе много времени, занимаются широким спектром деятельности, и чувствуют, что они хорошо знают друг друга.

Вторичная группа – большая группа, в которой присутствуют формальные и институциональные отношения и члены группы связаны слабыми эмоциональными связями; совокупность первичных групп.

Формальная (официальная) группа – обладающая правовым статусом группа, в которой нормативно закреплены структура, руководство, права, обязанности и деятельность всех членов.

Неформальная группа – основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий.

Реальная группа – реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами; группа, выделенная на основании реально существующего признака.

Номинальная группа – совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой, искусственно выделенная по какому-то признаку для статистического учета населения.

Ингруппа (внутренняя группа) – группа, с которой человек себя идентифицирует и к которой он принадлежит.

Аутгруппа (внешняя группа) – группа, с которой человек себя не идентифицирует и к которой он не принадлежит.

Референтная группа – эталонная группа, принадлежать к которой стремится человек.

На рис. 6.9 представлены основные характеристики малых, средних и больших социальных групп.

Характеристики социальных групп

увеличить изображение
Рис. 6.9. Характеристики социальных групп

Признаки малых групп как специфических человеческих общностей:

  1. количественные, определяющие размеры группы (нижняя граница 2 – 3 человека, верхняя граница 20 – 30 человек, оптимальный размер 5 – 12 человек);
  2. качественные – контактность и целостность группы.

Коммуникативная структура группы – совокупность взаимосвязей между членами группы, определяющая направленность и интенсивность коммуникаций в группе, а также положение, которое индивиды занимают в системе коммуникаций. Различают группы с централизованными и децентрализованными коммуникативными структурами коммуникации.

Статусно-ролевая структура группы – совокупность отношений между членами группы, определяющих их социальный статус (положение в системе межличностных отношений, права, обязанности, привилегии), распределение предписываемых, ожидаемых и реализуемых способов поведения (групповых ролей), направленность и интенсивность взаимного влияния членов группы.

6.4. Общение. Межличностные, межгрупповые отношения и взаимодействия

Группообразование происходит посредством реализации людьми потребностей в общении; общение и возникающие на его основе межличностные отношения и взаимодействия являются ведущей сферой активности членов группы.

Общение (англ. communication, от лат. communis – участвовать, разделять) – деятельность по передаче информации через обмен мыслями, сообщениями или информацией посредством устной / письменной речи, графических образов, сигналов или поведения.

Классификации видов общения по разным основаниям показаны на рис. 6.10 .

Классификации видов общения

Рис. 6.10. Классификации видов общения

Межличностное общение (англ. interpersonal communication) – непосредственные контакты и коммуникации в первичных группах.

Личностно-групповое общение – общение между личностью и группой.

Межгрупповое общение – общение между различными группами.

В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные отношения (англ. interpersonal relationship) – регулируемые законом, обычаем или взаимным соглашением взаимосвязи между двумя или более людьми, сформированные в контексте социальных, культурных и других влияний, в основе которых положен какой-либо тип социальных обязательств.

Межгрупповые отношения детерминированы следующими механизмами социального восприятия:

  • социальная категоризация – систематизация и упорядочивание индивидом социального окружения посредством классификации и типизации социальных ролей субъектов межгрупповых отношений;
  • социальная идентификация – отождествление индивида с группой на основании результатов социальной категоризации;
  • социальное сравнение – соотнесение качественных признаков различных социальных групп, результатом которого является межгрупповая дифференциация.

Социальное восприятие характеризуется целостностью, унифицированностью и динамизмом.

Межгрупповые процессы имеют более низкий уровень динамики и более устойчивы по сравнению с межличностными отношениями, поскольку субъектом отношений является группа и процесс формирования и развития отношений между группами более продолжителен и сложен. Межгрупповые отношения зарождаются как при непосредственном контакте групп, так и опосредованно.

Социальное взаимодействие (англ. social interaction) – это

  • межличностные контакты и взаимные влияния, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной работы и общения (изменения поведения, деятельности, отношений, установок, психических состояний);
  • динамическая, изменяющая последовательность социальных действий между индивидуумами (и / или группами), которые изменяют свои действия и реакции в соответствии с действиями их партнеров.

Межличностное взаимодействие (англ. interpersonal interaction) – взаимные действия (воздействия) участников коммуникативного акта, направленные на согласование и совместное достижение целей в процессе общения. Межличностное взаимодействие может носить случайный / преднамеренный, частный / публичный, длительный / кратковременный, вербальный / невербальный характер.

Краткие итоги

Личность – отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением. Психические свойства личности: темперамент, характер, способности, направленность личности.

Темперамент – генетически детерминированная совокупность динамических особенностей психики (таких как скорость, темп, интенсивность психических процессов и состояний), которые имеют тенденцию оставаться постоянными в течение всей жизни и определяют эмоциональный настрой, способы мышления, поведения и деятельности человека. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Характер – иерархическая совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности (черт характера), которые формируются в процессе жизнедеятельности, и обусловливает типичные для человека способы поведения, деятельности и общения.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, определяющие успешность выполнения конкретного вида деятельности, легкость и быстроту обучения новым способам и приемам, которые не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам.

Направленность личности – индивидуальная система устойчивых побуждений (мотивов) человека, которая складывается в процессе формирования и развития личности и определяет его избирательность отношений и активность.

Социальная психология изучает особенности влияния на эмоции, поведение и деятельность человека фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей.

Межличностные отношения – регулируемые законом, обычаем или взаимным соглашением взаимосвязи между двумя или более людьми, сформированные в контексте социальных, культурных и других влияний, в основе которых положен какой-либо тип социальных обязательств.

Задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте определения понятий "личность", "психические свойства личности", "структура личности"; охарактеризуйте основные подходы к изучению личности; проанализируйте модели динамической структуры личности, разработанные отечественными учеными-психологами.
  2. Сформулируйте определение понятия "темперамент", опишите свойства темперамента, дайте характеристику свойств темперамента у представителей различных типов темперамента (холериков, сангвиников, меланхоликов, флегматиков).
  3. Сформулируйте определения понятий "характер" и "акцентуация характера", опишите свойства характера, классификации черт характера; назовите выразительные признаки, по которым можно оценить черты характера человека; дайте характеристику распространенным типам акцентуации характера.
  4. Сформулируйте определение понятия "способности", проанализируйте классификации способностей личности по различным основаниям; опишите факторы, определяющие развитие способностей и показатели наличия способностей у человека; охарактеризуйте уровни развития способностей.
  5. Сформулируйте определения понятий "направленность личности", "мотив", "мотивация", "потребности", проанализируйте отношения между ними; опишите оригинальную версию иерархической системы потребностей А.Маслоу и две ее более поздние модификации.
  6. Сформулируйте определение понятия "социальная группа", опишите различные подходы к классификации социальных групп; определите значения следующих характеристик малых, средних и больших социальных групп: численность, контакт, членство, структура, связи.
  7. Сформулируйте определение понятия "общение", дайте характеристику различных подходов к классификации видов общения; опишите специфику межличностного, личностно-группового и межгруппового общения и взаимодействия; раскройте сущность механизмов социального восприятия.

Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017