Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6610
» Новых за месяц: 396
» Новых за неделю: 80
» Новых вчера: 2
» Новых сегодня: 1



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

5.1. Модель представления ОЭОР

В сети открыт бесплатный доступ к различным информационным и образовательным ресурсам, доступны новые типы социального взаимодействия, предоставляемые технологиями web 2.0. Очевидно, что быстро развивающиеся информационные технологии требуют инновационных подходов к управлению обучением.

В Интернете содержатся тысячи различных версий открытых курсов по наиболее популярным дисциплинам. Сейчас, когда уже сделаны первые шаги и накоплен определенный опыт в создании и применении электронных курсов, наибольшую актуальность приобретают задачи разработки качественного контента, в наибольшей степени использующего мировые информационные ресурсы и современные информационные технологии.

Требования, предъявляемые к ОЭОР

Открытые образовательные ресурсы должны отвечать следующим требованиям:

  • Соответствие современным стандартам
  • Удобство создания и сопровождения
  • Интерактивность, адаптивность и переносимость
  • Доступность и эффективность.

Очевидно, что необходимо предоставить обучаемым инструмент обучения, который им был бы интересен, а не просто оцифрованный материал. Необходимо в полной мере использовать современные технологии создания и доставки знаний обучаемым, предоставить различные способы, полноту и даже темп подачи учебного материала.

Объектный принцип построения учебных материалов

Изменение принципов разработки учебных материалов и последующая их стандартизация происходит в условиях революционных изменений форм и технологий организации, хранения и передачи информации. Современные образовательные среды, отражающие указанные изменения, характеризуются высоким уровнем адаптивности и взаимодействия с обучаемым (Рис 5.1). Это реализуется посредством пересмотра концепции построения учебных материалов и процессов.

Развитие образовательных технологий

Рис. 5.1. Развитие образовательных технологий

Основой новой концепции становится объектный принцип построения учебных материалов. В соответствии с этой концепцией учебный материал разбивается на части - учебные объекты, каждый из которых может многократно использоваться как в отдельности, так и во взаимодействии с другими объектами на платформах, поддерживающих единые международные технологические стандарты.

Учебный объект (УО) - это необходимая и достаточная порция учебной информации, включающая в себя один или более компонентов, необходимых для достижения одной цели. УО обладает свойством многократного использования и является независимой частью учебного материала.

Репозиторий учебных объектов – это пакет программ, предназначенный для хранения УО на протяжении всего его жизненного цикла, включая первую версию разработки, контроль версий, поставки УО в систему управления обучением. Репозиторий УО связывает метаданные и УО для поиска компонентов или УО. Учебные объекты репозитория характеризуются доступностью, то есть возможностью поиска и получения объекта. Это достигается за счёт снабжения его подробной метаинформацией.

Каждый учебный объект содержит следующие структурные элементы:

  • цели изучения объекта;

    информационные объекты - логически самостоятельная порция учебного материала (контента) в любой форме (текст, мультимедиа, презентация, тест и т.д.). По своему объему и структуре соответствует такому компоненту содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п. Могут состоять из одного или нескольких компонентов (информации, представленной в электронном виде: текст, рисунки, звуковые объекты, web-страницы, тестовые задания и т. п.). Учебный контент может представлять собой логически неделимую учебную информацию или быть агрегацией связанных по смыслу и логике компонентов. Информационные объекты также могут содержать метод обучения. Метод обучения описывает способ организации учебно-познавательной деятельности учащегося по решению задачи, направленной на овладение изучаемым материалом и достижение поставленной цели УО;

  • элемент контроля знаний. Состоит из претеста и посттеста. Функция претеста - допустить / не допустить учащегося к изучению данного УО, то есть определить обладает ли он знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения нового материала. Функция посттеста - проверить качество усвоения нового материала.

По завершении изучения объекта обучения (сдача итогового теста) учащемуся присваивается компетенция владения изученным материалом.

Компетенции - знания, умения, и навыки, которыми обладает учащийся по отношению к конкретной предметной области.

Образовательные среды должны предоставлять возможность обмена и разделения образовательного контента и других данных между различными инструментами и системами посредством Интернет. Для реализации указанного требования необходимо использовать открытые протоколы и стандарты. Безусловно, важнейшим элементом обеспечения возможности взаимодействия и повторного использования являются и метаданные. Они позволяют эффективно взаимодействовать благодаря точному определению интерфейсов и форматов. Ярким примером такого подхода является легко расширяемые и гибкие спецификации консорциума IMS/GLC (Instructional Management System Global Learning Consortium) (например, спецификация IMS Content Package регламентирует упаковку образовательного контента в пакеты).

Таким образом, основными свойствами, которыми должен обладать открытый образовательный ресурс, размещенный в Интернет, являются его интерактивность, переносимость и адаптивность. Вместе эти три качества отражают в себе последние представления о том, как должны быть представлены знания в компьютерных сетях с целью их распространения, эффективного коллективного и индивидуального обучения.

Интерактивность представляет собой возможность непосредственного взаимодействия пользователя с учебным курсом. Это достигается, помимо всего прочего, за счет применения навигации по объектам представления учебного материала, таким, как, например, слайды или страницы. Интерактивность также может обобщать в себе адаптивность.

Переносимость означает возможность использования одного и того же курса в разных компьютерных средах, за счет чего можно достичь максимальной доступности. Это может быть обеспечено благодаря установлению общепризнанных стандартов и их применению в системах дистанционного обучения и в разработке учебных курсов.

Адаптивность — это возможность интерактивного изменения курса по мере его прохождения. Адаптивность достигается только благодаря возможности обратного взаимодействия пользователя с учебным курсом и представляется в виде наводящих вопросов или тестов. Это позволяет системе учебного курса изменить свою "траекторию" и, в зависимости от некоторых результатов, адаптироваться под конкретного пользователя, предоставляя возможность более эффективного обучения.

Адаптивный объект, как разновидность адаптивного компонента, есть многомерная композиция различных учебно-информационных материалов в различных технологических формах (Рис 5.2).

Структура адаптивного объекта

Рис. 5.2. Структура адаптивного объекта

Используя адаптивные учебные объекты, преподаватель и студент получают более комфортные условия для работы [70]. Так, для преподавателей это позволяет:

  • на основе стандартного руководства по созданию УО можно достаточно быстро автоматически создавать учебный курс
  • объекты, входящие в состав курса, можно повторно использовать в другом курсе;
  • автор может комбинировать (объединять) старые и вновь созданные объекты, адаптировать их к потребностям обучаемых
  • использование объектов поддерживает идею повторного использования любого объектного ресурса от УО до структуры целого учебного модуля, который тоже построен по объектным принципам
  • форматирование и стиль представления объектов меняются в зависимости от возможностей поддерживающей платформы (интероперабельность) и предпочтений учащихся
  • один и тот же репозиторий может использоваться как для создания учебного курса с целью повышения квалификации преподавателей, так и для обучения школьников и абитуриентов, то есть область применения репозитория неограниченна.

Для студентов использование объектов позволяет:

  • выбирать оптимальный объём, стиль и форму представления учебного материала, отвечающие потребностям и уровню знаний обучаемого
  • УМ представляет собой инструмент поддержки ученика, предоставляя ему в любое время доступ к учебной информации и поддерживающим ресурсам
  • режим доставки учебного материала студенту отвечает индивидуальному темпу обучения
  • текущие цели и задачи обучения выбираются в соответствии с теми знаниями, умениями и навыками, которые студент усвоил на текущий момент.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что практические шаги по разработке открытых образовательных ресурсов являются актуальными на фоне глобальных стратегических и политических проблем информатизации образования и перехода к экономике, основанной на знаниях.

5.2. Процесс разработки открытых электронных образовательных ресурсов

Инструментальные средства, предоставляемые в открытом доступе, и информационно-коммуникационные технологии позволяют создавать электронные образовательные ресурсы, как в виде готовых электронных учебных курсов, так и offline-учебников, отвечающих потребностям современных студентов.

Разработка открытого электронного учебного курса представляет собой бизнес-процесс, содержащий следующие основные этапы:

  1. Планирование курса
  2. Сбор материалов для сценария и разбиение их на объекты
  3. Создание учебных объектов
  4. Построение бизнес-процесса прохождения курса
  5. Занесение метаданных курса
  6. Создание правил адаптивного обучения
  7. Упаковка и публикация курса.

Участники

На разных этапах работы в разработке курса могут принимать участие различные специалисты ( рис. 5.3), но на всех этапах преподаватель сохраняет контроль над работой по курсу, так как только он имеет целостное представление о разрабатываемом курсе и может предотвратить искажения, вносимые техническими специалистами.

В качестве участников бизнес-процесса разработки открытого электронного учебного курса, как правило, выступают:

  • Преподаватель- автор контента курса
  • Методист
  • Мультимедиа-дизайнер
  • Конструктор контента.

С общей методикой разработки электронных образовательных ресурсов можно ознакомиться в [71]. Остановимся подробнее на процессах создания открытых образовательных ресурсов, представленных в виде электронных учебных курсов и offline-учебников.

В настоящее время существуют довольно простые в освоении и применении средства разработки электронных курсов, с помощью которых преподаватель, владеющий основными навыками работы с персональным компьютером, может самостоятельно разработать полноценный электронный курс. Более сложные средства создания курсов требуют привлечения указанных выше специалистов. Рекомендуемые инструментальные средства для разработки открытых электронных образовательных ресурсов рассматриваются в разделе 4 данного модуля.

Общее описание процесса разработки открытого электронного учебного курса

В начале разработки курса необходимо определить, какие компетенции обучаемый получит в результате изучения курса и какими входными компетенциями он должен обладать для его прохождения. После принятия этих решений необходимо спланировать структуру будущего курса, уровень его интерактивности и создать сценарий прохождения курса – в этом этапе принимают участие методист и преподаватель. Далее следует сбор материалов для курса и разбиение этих материалов на объекты - этим занимаются также преподаватель и методист, но к работе подключается также и мультимедиа-дизайнер, который будет в дальнейшем непосредственно создавать объекты. На рис. 5.3 представлено распределение ролей между разработчиками курса.

Участие специалистов в процессе разработки электронного курса

Рис. 5.3. Участие специалистов в процессе разработки электронного курса

На следующем этапе учебные материалы оформляются в виде объектов, соответствующих определенному стандарту - этим занимаются конструктор контента и мультимедиа-дизайнер. Далее из полученных объектов создается структура курса, спроектированная на этапе планирования, моделируется бизнес-процесс прохождения курса - этим занимается конструктор контента. Следующим шагом является занесение метаданных курса и объектов, в него входящих – это тоже задача конструктора контента. Затем конструктор контента вводит в курс правила адаптивности. Когда все предыдущие этапы завершены, конструктор контента упаковывает курс в соответствии со стандартами и публикует его в сети Интернет.

Рассмотрим подробнее содержание отдельных этапов разработки открытого электронного учебного курса.

Этап 1. Планирование курса

На первом этапе необходимо создать сценарий курса, требующий решения следующих задач:

  • Определить цели обучения и приобретаемые в результате изучения курса компетенции
  • Подобрать стратегии обучения и методики доставки знаний в соответствии с целями
  • Сформировать последовательности мероприятий обучения
  • Определить технологические средства доставки знаний.

Этап 2. Сбор материалов для сценария и разбиение их на объекты

На данном этапе осуществляется сбор материалов для созданного сценария курса и разбиение собранных материалов на объекты. Этот этап включает следующие задачи:

  • Определить набор учебных объектов, а также входные и выходные компетенции для каждого сформированного объекта
  • Определить уровень интерактивности обучаемого и объекта
  • Определить уровень интерактивности объекта и системы обучения
  • Определить состав каждого объекта, подобрав набор материалов и медиа-ресурсов.

Этап 3. Создание учебных объектов

Этот этап подразумевает непосредственный перевод учебных материалов в электронный вид, дополнение их тестовыми и практическими заданиями с использованием инструментальных средств создания электронных курсов.

Этап 4. Построение бизнес-процесса прохождения курса

На четвертом этапе создается структура курса, спроектированная на этапе планирования, моделируется бизнес-процесс прохождения курса. Курс формируется из объектов, созданных на предыдущем этапе.

Некоторые современные средства разработки учебных курсов объединяют 3-й и 4-й этап в один.

Этап 5. Занесение метаданных

На данном этапе происходит занесение метаданных (данных об объектах) курса.

Метаданные курса могут содержать:

  • название курса
  • уровень образования, на который рассчитан курс
  • сведения об авторах
  • дата его создания и размещения
  • предметная рубрика
  • соответствие каким-либо классификаторам.

Метаданные могут быть использованы для:

  • поиска по репозиторию для повторного использования при разработке новых курсов
  • контроля версии объекта при групповой разработке
  • создания объекта для библиотечной системы
  • поиска курсов.

Этап 6. Создание правил адаптивного обучения

На шестом этапе происходит создание адаптивности.

Существует несколько моделей адаптивного обучения:

  • претест;
  • последовательное изучение;
  • пост-тест и повторение материала;
  • выбор траектории обучения.
  • Претест

    В зависимости от прохождения теста система определяет, необходимо ли обучаемому изучение тех или иных тем. Схема модели обучения "Претест" представлена на рис. 5.4.

    Схема модели обучения "Претест"

    Рис. 5.4. Схема модели обучения "Претест"
    Последовательное изучение

    Система допускает обучаемого к следующей теме после того, как он успешно пройдет тест по предыдущей теме ( рис. 5.5).

    Схема модели обучения "Последовательное изучение"

    Рис. 5.5. Схема модели обучения "Последовательное изучение"
    Пост-тест и повторное изучение

    В зависимости от прохождения теста система предлагает учащемуся повторить темы, по которым он не смог ответить на вопросы ( рис. 5.6).

    Схема модели обучения "Пост-тест и повторное изучение"

    Рис. 5.6. Схема модели обучения "Пост-тест и повторное изучение"
    Выбор траектории обучения

    Выбор траектории обучения означает, что обучаемый имеет возможность самостоятельно определить набор и порядок изучения учебных объектов, получая тем самым индивидуально подобранный набор знаний и навыков в пределах курса.

    Сохранение логики курса, его структуры и содержательных основ в этом случае достигается с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые, наряду с объектами, включенными для выбранной индивидуальной траектории обучения, обеспечат достижение учащимся требуемых выходных компетенций. При реализации данной модели обучения на каждом контрольном этапе прохождения курса система предлагает обучаемому выполнить одно из n альтернативных заданий, соответствующее выбранной индивидуальной траектории обучения. При успешном его выполнении обучаемый получает доступ к следующему объекту ( рис. 5.7).

    Схема модели обучения "Выбор траектории обучения"

    Рис. 5.7. Схема модели обучения "Выбор траектории обучения"

    Этап 7. Упаковка и публикация курса

    На седьмом этапе, курс упаковывается и публикуется. Инструменты для публикации курсов в современных форматах являются неотъемлемой составной частью современных средств разработки электронного контента. При этом разработчик имеет возможность оформить курс в виде обычных страниц в html-формате для открытой публикации на веб-ресурсах.

    Во многих современных средствах разработки электронных курсов, особенно более простых и рассчитанных на то, что с ними будет работать только один преподаватель, а не команда технических специалистов, разделение процесса разработки на этапы может отличаться от описанных выше, и некоторые этапы могут объединяться.

5.3. Стандарт SCORM 2004

Открытые электронные образовательные ресурсы должны быть унифицированы для обеспечения возможности их многократного использования, модификации и распространения. Для реализации данного требования используются стандарты, определяющие структуру учебных материалов и интерфейс среды выполнения. При создании открытых электронных образовательных ресурсов используется модель

SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения:

  • Доступность: способность определять местонахождение и получить доступ к учебным компонентам из точки удаленного доступа и поставить их многим другим точкам удаленного доступа
  • Адаптируемость: способность адаптировать учебную программу согласно индивидуальным потребностям и потребностям организаций
  • Эффективность: способность увеличивать эффективность и производительность, сокращая время и затраты на доставку инструкции
  • Долговечность: способность соответствовать новым технологиям без дополнительной и дорогостоящей доработки
  • Интероперабельность: способность использовать учебные материалы вне зависимости от платформы, на которой они созданы
  • Возможность многократного использования: способность использовать материалы в разных приложениях и контекстах.

SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML (англ. eXtensible Markup Language — расширяемый язык разметки, представляющий собой свод общих синтаксических правил для хранения структурированных данных).

Слагаемые успеха SCORM на рынке e-learning:

  • SCORM отражает текущий "минимум" стандартизации, реализуемый поставщиками решений e-learning
  • Наличие четких критериев соответствия
  • Сертификация программного обеспечения, учебных объектов
  • Наличие общедоступных утилит тестирования
  • Эталонные модели систем управления обучением (англ. LMS - Learning Management System) и учебных объектов.

Блоки учебного материала, входящие в SCORM пакет, могут быть двух типов: Asset и Sharable Content Object (SCO).

Asset — элемент, который не взаимодействует с СДО-сервером, это может быть html-страница, просто картинка, звуковой файл или flash-объект и т.п.,

SCO — это элемент, который взаимодействует с СДО-сервером: сообщает о ходе и результатах обучения, получает и передает дополнительные данные и т.п. (как минимум SCO сообщает о своем запуске и завершении); кроме того SCO является тем "кирпичиком", который может быть использован для построения совершенно другого обучающего курса.

Таким образом, если взаимодействие объекта и системы не предусмотрено, используется Asset (минимальный строительный блок учебного курса). Asset с успехом используются для электронного представления текста, изображений, видео и другой полезной информации, которая может быть доставлена пользователю через сеть. Единственное требование – возможность передачи объекта посредством протокола HTTP (Hyper Text Transfer Protocolпротокол передачи гипертекста. Протокол HTTP используется при пересылке web-страниц с одного компьютера на другой). Протокол передачи данных — набор соглашений интерфейса логического уровня, которые определяют обмен данными между различными программами. Эти соглашения задают единообразный способ передачи сообщений и обработки ошибок при взаимодействии программного обеспечения разнесённой в пространстве аппаратуры, соединённой тем или иным интерфейсом.

При разработке учебного курса необходимо подобрать или создать медиа-ресурсы и/или веб-страницы. Отметим еще раз, что объект Asset хорошо подходит для передачи текста учебника, дополнительных документов, видео-лекций, иллюстраций, аудиозаписей ( рис. 5.8).

Примеры Asset

Рис. 5.8. Примеры Asset

В том случае, если взаимодействие объекта и системы необходимо, то следует использовать SCO. Такая необходимость всегда возникает в процессе реализации любой интерактивности.

SCO – это веб-документ, реализующий в ходе своего исполнения взаимодействие с системой обучения для передачи, сохранения и получения различных данных, используя специальный API (application programming interface) - интерфейс программирования приложений определяет функциональность, которую предоставляет приложение, абстрагируясь от того, как именно оно реализовано.

SCO объект подходит для передачи тестирований, симуляций ПО, интерактивных практикумов, ролевых игр ( рис. 5.9).

Концептуальная модель компоновки SCO-объекта

Рис. 5.9. Концептуальная модель компоновки SCO-объекта

Общая схема компоновки содержания электронного учебного курса из различных блоков учебного материала представлена на рис. 5.10.

Концептуальная схема компоновки содержания учебного курса


Рис. 5.10. Концептуальная схема компоновки содержания учебного курса

Взаимодействие SCO с LMS

  • SCO использует определенный API в качестве механизма взаимодействия с LMS
  • SCO запускается только LMS в отдельном окне браузера или дочернем фрейме LMS
  • Одновременно может быть запущен только один SCO
  • Задачей LMS является предоставление объекта-адаптера, реализующего API, в одном из родительских окон SCO
  • Задачей SCO является поиск данного API в одном из своих родительских окон и его инициализация
  • Поиск объекта-адаптера и вызов его функций осуществляются при помощи скриптовых языков, построенных на базе ECMAScript, например, JavaScript - встраиваемого языка для программного доступа к объектам приложений, который находит наиболее широкое применение в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.
Схема взаимодействия сервера LMS с клиентом

Рис. 5.11. Схема взаимодействия сервера LMS с клиентом

Программным обеспечением, сертифицированным ADL (Advanced Distributed Learning - инициативы в области модернизации обучения и тренинга, а также для объединения высших учебных заведений и коммерческих предприятий для создания стандартов в сфере дистанционного обучения) на соответствие SCORM 2004, являются:

  • Adobe Captivate
  • Outstart Evolution
  • Desire2Learn
  • KnowledgeWorks.

Курс должен быть упакован в файл ZIP, содержащий все ресурсы плюс файл imsmanifest.xml в корневом каталоге архива ( рис. 5.12).

Концептуальная схема упакованного курса

Рис. 5.12. Концептуальная схема упакованного курса


следующая страница >
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017