Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 5650
» Новых за месяц: 2263
» Новых за неделю: 521
» Новых вчера: 101
» Новых сегодня: 19



Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

7.1. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Педагогика – это

"наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни" (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов [9, C.7]);

  • "наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека" (Н.В.Бордовская, А.А.Реан [2, C. 11]);
  • наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (А. М. Новиков);
  • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов, [15, С. 42]);
  • и наука, и искусство, и технология (В. П. Беспалько).

На рис. 7.1 показана семантическая модель, отражающая взаимосвязи педагогической науки и педагогического знания с другими научными дисциплинами и профессиональной практикой.

Семантическая модель педагогической науки

увеличить изображение
Рис. 7.1. Семантическая модель педагогической науки

Объектом педагогики является

  • широко понимаемая сфера образования (Б. С. Гершунский, [3, С. 322])
  • "образование как особая, социально- и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством, деятельность по приобщению человека к жизни в обществе" (В. В. Краевский, [5, С. 11]);
  • деятельность по развитию и формированию личности (В. А. Сластенин).

Предмет педагогики

  • исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса (И. Ф. Харламов, [15, С. 29]);
  • "педагогическая система (как инвариантная для разных уровневых и профильных образовательных подсистем система знаний о подходах к обоснованию целей, содержания, методов, средств и организационных форм образования) и педагогическая деятельность (в триединстве ее учебно-воспитательной, научно-исследовательской и управленческой составляющих)" (Б. С. Гершунский, [3, С. 322];
  • система отношений, возникающих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки (В. В. Краевский);
  • педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей (И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, С. А. Смирнов [9, C. 7]).

Основные задачи педагогики показаны на рис. 7.2.

Основные задачи педагогической науки

Рис. 7.2. Основные задачи педагогической науки

Четырехуровневая экспликация научно-теоретической и конструктивно-технической функций педагогики представлена на рис. 7.3.

Функции педагогической науки

Рис. 7.3. Функции педагогической науки

7.2. Методология педагогики. Методы педагогических исследований

Методология (англ. methodology) – это

  • система руководящих положений для решения проблем, включающая фазы, задачи, принципы, методы, правила, положения, приемы и средства, используемые в данной предметной области, а также систематическое изучение и описание методов, которые применяются, могут применяться или применялись в дисциплине;
  • учение о методе научного познания и преобразования мира.

Методология педагогики – "система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих … педагогическую действительность…", а также "система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований" (М. А. Данилов, В. В. Краевский, [4, С. 18]).

Педагогическое исследование (англ. educational research) – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизмах, содержании, методике, принципах и технологиях обучения, воспитания, развития.

Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности выделяют следующие типы педагогических исследований:

  • фундаментальные (англ. pure research, basic research, fundamental research) – поисковые, описательные и объясняющие исследования, проводимые в целях углубления понимания педагогической действительности; в рамках фундаментальных исследований генерируются новые педагогические идеи, принципы, концепции, теории, системы, являющиеся основой современного прогресса и развития в сфере образования;
  • прикладные (англ. applied research) – исследования, связанные с практическим применением достижений педагогической науки, которые обращаются к и используют накопленные педагогические теории, знания, методы, техники для решения общественно-, бизнес- и клиенто-ориентированных практических задач образования;
  • разработки (англ. experimental development) – исследования, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации, учитывающие уже известные теоретические положения.

Метод исследования (англ. research method) – "нормативная модель деятельности, направленной на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур" [5, С. 237]. На рис. 7.4 показана классификация методов педагогических исследований, предложенная А.М. Новиковым [6].

Классификация методов педагогических исследований А.М. Новикова

увеличить изображение
Рис. 7.4. Классификация методов педагогических исследований А.М. Новикова

Согласно классификации А.М. Новикова, выделяют теоретические и эмпирические методы педагогических исследований, которые, в свою очередь подразделяются на две группы:

  • методы-действия – способы достижения поставленных целей и решения задач;
  • методы-операции – приемы и операции, используемые в познании действительности (теоретических или практических исследованиях).

Педагогический эксперимент (англ. educational experiment) – "научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях" (И. П. Подласый, [10, C. 444]); активное вмешательство в предмет исследования с заранее поставленными исследовательскими целями.

7.3. Основания педагогики и ее структура

Основания педагогики – "совокупность понятий, концепций и методов, с помощью которых строится наука педагогика: педагогических, психологических, философских, других концепций и теорий: методологии, кибернетики, теории систем, системного анализа, общей теории управления и т.д." [7, С.4-5].

На рис. 7.5 показаны основания и основные отрасли педагогической науки.

Основания и основные отрасли педагогической науки

Рис. 7.5. Основания и основные отрасли педагогической науки

Педагогические науки (англ. educational sciences) – области научных исследований, лежащие в основе образования. В Тезаурусе образования ЮНЕСКО [14] указан следующий перечень педагогических наук:

  • экономика образования (economics of education);
  • образовательная антропология (educational anthropology);
  • принципы образования (educational principles);
  • психология образования (educational psychology);
  • психосоциология образования (educational psychosociology);
  • образовательные теории (educational theories);
  • история образования (history of education);
  • педагогика (pedagogy);
  • философия образования (philosophy of education);
  • социология образования (sociology of education).
  • 7.4. Основные категории педагогики

    Основные, фундаментальные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие.

    Воспитание – "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства" [14, C. 2-3].

    В широком смысле воспитание – передача накопленного исторического и культурного опыта (знаний, компетенций, ценностей) от поколения к поколению; процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. Воспитание охватывает воспитательную работу семьи, образовательных и общественных организаций, а также влияния на личность социума, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации и коммуникации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя образование и обучение.

    Воспитательный процесс – закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия.

    Обучение – это:

  • самый важный и надежный способ получения системного образования (В.П. Зинченко);
  • процесс движения от незнания к знанию, от неполного знания к более полному (Ю.К. Бабанский);
  • специфический процесс познания, управляемый педагогом (М.Н. Скаткин);
  • целенаправленная, систематическая передача и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания (Б.Т. Лихачев);
  • "целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневном жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни" [14, С.3];
  • процесс приобретения новых или изменения имеющихся знаний, поведения, навыков, ценностей или предпочтений на основе синтеза различных видов информации.

Образование – сложный термин, который обозначает планируемые / непланируемые, формальные / неформальные процессы развития когнитивной, аффективной и психомоторной сфер личности в соответствии с ценностными ориентациями общества.

Образование понимается как:

  • личностная и общественная ценность;
  • процесс обучения и воспитания человека, посредством которого он развивает способности, отношения и другие формы поведения, рассматриваемые как имеющие ценность в обществе, в котором он живет;
  • результат освоения индивидом накопленного человечеством опыта в виде системы ценностей, знаний, компетенций;
  • система образовательных учреждений.

Неформальное образование – образование, которое осуществляется без структурированного преподавания или самообучение.

Обучение, воспитание и образование – особым образом организованная деятельность, результатом которой является развитие человека. Развитие – процесс роста и продвижения, например, физического, социального, познавательного, эмоционального. Развитие личности в обучении представляет собой "духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования" [8, С. 496].

Прикладная педагогика

Рис. 7.6. Прикладная педагогика

7.5. Законы педагогики

А.М. Новиков определил систему основных законов педагогики [8, C.26-33], удовлетворяющую требованиями полноты и непротиворечивости, взяв за основание классификации источники нового жизненного опыта, приобретаемого обучающимся в образовательной деятельности:

Законы педагогики

Рис. 7.7. Законы педагогики

7.6. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие

Педагогическая деятельность – специфический вид социальной и профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей образования.

Основная единица, лежащая в основе процессуальной стороны педагогической деятельности – педагогическая задача. Содержание и характер педагогической деятельности определяется спецификой педагогических задач, которые решает субъект этой деятельности.

Педагогическую деятельность может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. Непрофессиональная педагогическая деятельность характеризуется тем, что субъект не осознает возникающие педагогические проблемы и задачи, в условиях разрешаемых педагогических ситуаций использует житейские знания, действует на основе интуиции и не может обосновать принимаемые решения. Профессиональная педагогическая деятельность есть целенаправленное решение педагогических задач.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом целей обучения, воспитания и развития, а также условий и способов их достижения на практике. У обучаемого, выступающего в качестве субъекта и объекта педагогического воздействия, в ходе решения педагогической задачи должны появиться новообразования в форме личностных ценностей, знаний, компетенций, опыта деятельности, качеств личности.

В зависимости от типа решаемой педагогической задачи можно выделить следующие виды профессиональной педагогической деятельности:

  1. практическая педагогическая деятельность (т.е. деятельность по обучению и воспитанию);
  2. методическая деятельность;
  3. управленческая деятельность руководителей образовательных учреждений;
  4. научно-исследовательская (или научно-педагогическая) деятельность.

На рис. 7.8 показаны основные структурные компоненты данных видов профессиональной педагогической деятельности: субъект, объект, цели, средства их достижения и результаты деятельности.

Структурные компоненты основных видов профессиональной педагогической деятельности

увеличить изображение
Рис. 7.8. Структурные компоненты основных видов профессиональной педагогической деятельности

Педагогическое взаимодействие (англ. instructional interaction) – взаимные действия (воздействия) обучающегося и его окружения в образовательном пространстве, направленные на изменение обучающегося и его продвижение на пути к достижению образовательных целей.

Типы взаимодействий в обучении:

  • "обучающийся _ контент" – процесс изучения, анализа и обработки получаемой информации, приобретения знаний путем создания новых когнитивных структур и их согласования с имеющимися; это взаимодействие с контентом, которое приводит к изменениям в понимании обучающегося;
  • "обучающийся _ преподаватель" – взаимодействие между преподавателем и обучающимся;
  • "обучающийся _ обучающийся" взаимодействия между двумя или более обучающимися;
  • "обучающийся _ интерфейс" – взаимодействие обучающегося со средствами обучения, например, системой управления обучением (Learning management system, LMS);
  • "обучающийся _ контекст" – воздействия на обучающегося, оказываемые за пределами образовательного учреждения (семья, работа, сверстники, масс-медиа, религия и др.);
  • "преподаватель _ преподаватель" – взаимодействие преподавателей, направленное на обмен педагогическим опытом и повышение профессиональной квалификации; осуществляется посредством методической работы и неформальных коммуникаций;
  • "преподаватель _ контент" – процесс разработки, управления и публикации образовательного контента, в том числе с использованием систем управления содержанием обучения (Learning content management system, LCMS).
  • 7.7. Образовательные технологии

    Образовательная технология (англ. еducational technology) – совокупность педагогических, организационных и технических решений, используемых в образовательном процессе [17].

    Образовательные технологии – широкая область, охватывающая педагогическое проектирование, а также совокупность различных научных исследований, направленных на решение фундаментальных проблем организации обучения, преподавания и учения. Базисом образовательных технологий являются теоретические знания различных наук (педагогика, психология, социология, философия, искусственный интеллект, информатика и т.д.), а также эмпирические знания, полученные из образовательной практики. Образовательная технология нацелена на улучшение качества образования, повышение производительности системы образования, оптимизацию образовательного процесса. Основные эффекты, получаемые путем технологизации процесса обучения, представлены на рис. 7.9 .

    Возможности технологизации процесса обучения

    Рис. 7.9. Возможности технологизации процесса обучения

    На рис. 7.10 показана классификация образовательных (педагогических) технологий по их доминирующей целевой ориентации (Г. К. Селевко, [11-12]).

    Классификация педагогических технологий

    Рис. 7.10. Классификация педагогических технологий

    Краткие итоги

    Педагогические науки – области научных исследований, лежащие в основе образования: экономика образования, образовательная антропология, принципы образования, психология образования, психосоциология образования, образовательные теории, история образования, педагогика, философия образования, социология образования.

    Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

    Основные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие. Воспитание – создание условий для самоопределения и социализации обучающихся; деятельность, направленная на развитие личности. Обучениепроцесс приобретения новых или изменения имеющихся знаний, поведения, навыков, ценностей или предпочтений на основе синтеза различных видов информации. Образование – планируемые / непланируемые, формальные / неформальные процессы развития когнитивной, аффективной и психомоторной сфер личности в соответствии с ценностными ориентациями общества. Развитие – процесс физического, социального, познавательного, эмоционального роста и продвижения.

    Основные законы педагогики: закон наследования культуры, закон социализации, закон преемственности (последовательности), закон самоопределения.

    Педагогическая деятельность – специфический вид социальной и профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей образования. Содержание и характер педагогической деятельности определяется спецификой педагогических задач, которые решает субъект этой деятельности.

    Педагогическое взаимодействие – взаимные действия (воздействия) обучающегося и его окружения в образовательном пространстве, направленные на изменение обучающегося и его продвижение на пути к достижению образовательных целей.

    Образовательная технология – совокупность педагогических, организационных и технических решений, используемых в образовательном процессе.

    Задания для самоконтроля

  • Охарактеризуйте объект, предмет, задачи, функции педагогики как науки, проанализируйте взаимосвязи педагогической науки и педагогического знания с другими научными дисциплинами и профессиональной практикой; опишите основания и структуру педагогической науки.
  • Сформулируйте определения понятий "методология", "методология научного познания", "методология педагогики"; опишите основные типы педагогических исследований; выполните сравнительный анализ теоретических и эмпирических методов педагогических исследований.
  • Охарактеризуйте основные категории педагогики – воспитание, обучение, образование и развитие, проанализируйте взаимосвязи и взаимозависимости между ними; сформулируйте и опишите сущность основных законов педагогики в контексте образования.
  • Сформулируйте определения понятий "педагогическая деятельность", "педагогическая задача", "педагогическое взаимодействие"; дайте характеристику структурных компонентов четырех видов профессиональной педагогической деятельности (практической педагогической, управленческой, методической и научно-исследовательской); проанализируйте основные типы взаимодействии в обучении.
  • Сформулируйте определение понятия "образовательная технология", раскройте основные цели технологизации образования; проанализируйте различные классификации образовательных технологий с точки зрения их доминирующей целевой ориентации.
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 96
Комментариев: 9
Гостевая книга: 14
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017