Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 5706
» Новых за месяц: 2316
» Новых за неделю: 577
» Новых вчера: 101
» Новых сегодня: 75



Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

8.1. Понятие образовательной парадигмы

В социальных науках парадигма (от греч. пример, модель, паттерн) понимается как когерентное множество когнитивных предположений, концепций, ценностей и практик, которые оказывают влияние восприятие индивидом окружающей реальности и способы реагирования на нее.

Доминирующая парадигма отражает общепринятые и широко распространенные на данный момент времени ценности и систему мышления общества (сообщества). Основой формирования доминирующей парадигмы является культурный фон общества (сообщества) и контекст исторического момента.

Образовательная парадигма (англ. educational paradigm) – концептуальные рамки, детерминирующие видение образования в обществе, включая потребности и ожидания обучающихся, образовательные цели, принципы и стратегии осуществления образовательной деятельности, методы взаимодействия субъектов образовательного процесса.

На рис. 8.1 представлены основные характеристики классической образовательной парадигмы, просуществовавшей до конца XX столетия, и пришедшей ей на смену неоклассической образовательной парадигмы.

Характеристики основных образовательных парадигм

увеличить изображение
Рис. 8.1. Характеристики основных образовательных парадигм

Отличительные особенности подходов к обучению в соответствии с принципами и идеями классической и неоклассической образовательных парадигм перечислены в Таблице 8.1.

Таблица 8.1. Особенности подходов к обучению в XX и в XXI веке
Параметр 20 век 21 век
Взаимодействие акцент на индивидуальной работе, иногда – сотрудничество акцент на сотрудничестве, иногда – индивидуальная работа
Оценка итоговая оценка результатов обучения мониторинг процесса и результатов обучения
В центре внимания учитель студент
Учебные программы рассчитаны на "среднего" обучающегося индивидуальные обучающие программы
Результаты изучения программы в фокусе итоговая отметка в фокусе оценка процесса и образовательных продуктов
Фокус познания содержание учебного материала процессы с включенным в них содержанием учебного материала
Подход к преподаванию учить "на всякий случай" учить только необходимому
Релевантность обучения
  • не имеет непосредственного отношения к обучаемому;
  • часто не имеет практической значимости;
  • может не иметь контекста для обучающегося
  • имеет непосредственное отношение к обучаемому;
  • уместно и актуально;
  • высокая контекстная ценность для обучающегося (группы, сообщества, в глобальном масштабе)
Применимость полученных знаний в простых учебных ситуациях в различных областях, в реальных жизненных ситуациях
Навыки мышления
  • конкретное мышление;
  • помнить, понимать, применять
  • абстрактное мышление;
  • анализ, оценка, творчество
Использование технологий
  • грамотность (изучение технологий);
  • применение (обучение с технологиями)
трансформация (обучение посредством технологий)
Методика преподавания
  • передача знаний;
  • инструктивное обучение
  • проектное и проблемное обучение;
  • активное обучение
Участие обучающихся обучающиеся получают готовые знания, методы, алгоритмы и процедуры обучающиеся строят обобщенные образы, разрабатывают и оценивают методы, алгоритмы и процедуры
Обратная связь ограниченная из множества источников – саморефлексия, от других обучающихся и преподавателя / наставника
Самоуправление обучающихся
  • основано на правилах;
  • ограничено или отсутствует
  • основано на моральных и этических нормах;
  • партнерские взаимоотношения обучающихся, преподавателей и сообщества в целях развития
Продвижение обучаемого академическое продвижение с одного уровня образования на другой социальное продвижение с мульти-выравниванием и экстенсивной поддержкой обучающегося
Одаренные и талантливые фокус на ускорении фокус на развитии и ускорении
Стили обучения
  • преимущественно чтение / письмо;
  • аудиторные занятия
  • широкое использование различных стилей обучения (визуальное, аудиальное, кинестетическое, чтение / письмо);
  • применение теории множественного интеллекта
Физическое воспитание
  • мало уроков физической культуры;
  • часто поддержка одного спортивного направления
  • ежедневные занятия;
  • поддержка индивидуальных и командных видов спорта
Система отчетности
  • письменные контрольные работы;
  • балльная система оценок;
  • количественные отметки
  • цифровая форма с регулярным обновлением;
  • четкое описание оценочных критериев;
  • качественная оценка достижений
Хронометраж обучения
  • традиционное расписание с учебными /академическими часами;
  • домашние задания
  • гибкое расписание, основанное на неврологических исследованиях;
  • обучение в любом месте в любое время, поддерживаемое использованием трансформативных технологий
Образовательные комплексы
  • аудитории и лаборатории;
  • учебные помещения определенного назначения
  • учебные помещения общего назначения;
  • гибкие образовательные пространства;
  • все окружение – образовательное пространство


8.2. Образование как социокультурный феномен

Возникновение "общества глобальной компетентности" изменяет как глобальную экономику, так и статус всей системы образования. В настоящее время обучение рассматривается как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта личности в целях обеспечения устойчивого развития.

На рис. 8.2 представлены миссии и функции поддерживающего (воспроизводящего) и инновационного (развивающего) типов обучения.

Миссия и функции обучения

увеличить изображение
Рис. 8.2. Миссия и функции обучения

Образование как социальный институт преследует много целей, среди которых – обеспечение условий для развития индивидуального потенциала обучающихся, а также вклад в социальные преобразования. Каждое поколение решает проблему, чему учить следующее поколение.

Образование в интересах устойчивого развития (англ. Education for Sustainable Development, ESD) – это видение образования, дающего людям возможность взять на себя ответственность за создание устойчивого будущего. Оно направлено на улучшение доступа к качественному базовому образованию, переориентацию учебных программ, обучение и повышение осведомленности общественности, помощь в развитии знаний, компетенций и отношений, необходимых в настоящее время и в будущем.

Характеристики образования для устойчивого развития:

  • базируется на принципах и ценностях, которые лежат в основе устойчивого развития;
  • направлено на обеспечение благополучия всех трех сферах устойчивого развития – окружающей среды, общества и экономики;
  • использует различные образовательные технологии, которые содействуют обучению и развитию мышления;
  • поощряет обучение на протяжении всей жизни;
  • локально релевантно и культурно имманентно;
  • ориентировано на локальные потребности и условия, но признает, что удовлетворение локальных потребностей часто имеет глобальные эффекты и последствия;
  • охватывает формальное, неформальное и информальное образование;
  • учитывает эволюционный характер устойчивого развития;
  • содержание обучения ориентировано на контекст, глобальные проблемы и локальные приоритеты;
  • создает потенциал общества для общественного участия в принятии решений, социальной толерантности, охраны окружающей среды, адаптации трудовых ресурсов, обеспечения высокого уровня жизни;
  • является междисциплинарным;

Эксперты Юнеско сформулировали пять столпов образования, обеспечивающих качество образования и содействующих устойчивому развитию личности и общества:

  1. учиться познавать;
  2. учиться делать;
  3. учиться жить вместе;
  4. учиться жить;
  5. учиться изменять себя и общество.

Учиться познавать подразумевает, что каждый обучающийся строит свое личностное знание, комбинируя явные и неявные знания. Для поиска новых знаний и мудрости необходимо:

  • научиться учиться;
  • приобрести вкус к обучению на протяжении всей жизни;
  • развивать критическое мышление;
  • овладеть инструментарием понимания мира;
  • понимать концепции и проблемы устойчивого развития.

Учиться делать фокусируется на способности использовать изученное на практике. Это знания, ценности и практические навыки, используемые для продуктивной работы и отдыха:

  • мыслить и действовать;
  • понимать и действовать в интересах глобального и локального устойчивого развития;
  • приобретать профессиональное образование, осваивать технологии;
  • применять полученные знания в повседневной жизни;
  • быть в состоянии действовать в своем окружении творчески и ответственно.

Учиться жить вместе охватывает критические навыки, которые жизненно необходимы для создания среды равных возможностей саморазвития личности и обеспечения благосостояния семей и сообществ. Это знания, ценности, социальные навыки и социальный капитал для межнационального, межкультурного и общественного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержания мира:

  • участвовать и сотрудничать с другими в целях обеспечения плюрализма в мультикультурном обществе;
  • развивать понимание других людей и их истории, традиций, верований, ценностей и культуры;
  • терпеть, уважать, принимать, воспринимать культурные различия и многообразие людей;
  • конструктивно реагировать на культурное многообразие и экономическое неравенство в мире;
  • быть в состоянии справиться с ситуациями напряжения, отчуждения, конфликтов, насилия и терроризма.

Учиться жить подразумевает, что каждый индивид имеет возможности для развития и реализации своего потенциала. Образование – не только инструмент развития государства и нации, ответа на проблемы глобализации или развития мышления; оно позволяет людям учиться и искать, создавать и использовать знания для решения широкого спектра проблем: от сиюминутных до глобальных. Это касается знаний, ценностей, навыков, достоинств личности, обеспечивающих личностное и семейное благополучие:

  • видеть себя главным действующим лицом в достижении положительных результатов в будущем;
  • поощрять открытия и экспериментирование;
  • разделять общечеловеческие ценности;
  • развивать свою личность, самосознание, самопознание, стремиться к самореализации;
  • быть в состоянии действовать автономно, на основании собственных суждений, нести личную ответственность.

Учиться изменять себя и общество признает, что индивиды, работая отдельно и сообща, могут менять мир, и что качественное образование предоставляет инструментарии трансформации социума, путем вооружения людей знаниями, ценностями и навыками трансформации убеждений и стиля жизни. Это отражает синергию когнитивных, практических, персональных и социальных навыков в обеспечении устойчивого развития:

  • прилагать усилия к исчезновению гендерного неравенства и дискриминации в обществе;
  • развивать способности и волю к реализации устойчивого развития себя и других;
  • способствовать действиями и поведением минимизации экологического вреда миру вокруг нас, с уважением относиться к Земле и жизни во всем ее многообразии;
  • действовать в интересах достижения общественной солидарности;
  • развивать мирное демократическое общество.

8.3. Образование как ценность

Образование как ценность рассматривается в следующих аспектах:

  • ценность образования для отдельной личности;
  • ценность образования для семьи;
  • ценность образования для отдельного сообщества;
  • ценность образования социума в целом.
Человеческий и социальный капитал как основа самореализации личности

Рис. 8.3. Человеческий и социальный капитал как основа самореализации личности

Образовательные преимущества (англ. educational benefits) – индивидуальные выгоды, получаемые от достижения конкретного уровня образования.

На рис. 8.4 представлена модель, иллюстрирующая взаимосвязь ценности образования для отдельной личности и социума в целом.

Ценность образования для личности и социума

Рис. 8.4. Ценность образования для личности и социума

Человеческий капитал (англ. human capital) – принадлежащие индивидам здоровье, интеллект, знания и компетенции, которые позволяют им эффективно функционировать в экономической и социальной жизни. Человеческий капитал включает атрибуты человека, являющиеся источниками его продуктивности (самооценка, внутренняя мотивация, гибкость, навыки принятия решений, решения проблем и др.) и часто соотносится с достигнутым уровнем образования; образование в этом случае рассматривается как инвестиция, которая возвращается в виде заработной платы, премий и других выплат.

Социальный капитал (англ. social capital) – социальные связи, взаимодействия, нормы и доверие, которые позволяют участникам действовать сообща более эффективно для реализации общих целей. В образовании социальный капитал рассматривается как идентифицируемые социальные взаимоотношения между участниками образовательного процесса ("обучающийся – преподаватель", "обучающийся – обучающийся" и др.), влияющие на формирование и развитие норм, ценностей, установок, учебной мотивации, приобретение знаний и компетенций.

На рис. 8.5 показаны ценности образования для обучающегося и его семьи, сообществ, членами которых они являются, и социума в целом.

Обзор социальных выгод образования

Рис. 8.5. Обзор социальных выгод образования

Значительную ценность для отдельных лиц и общества в целом имеет высшее образование. Экономики стран, вкладывающие значительные инвестиции в частные или государственные учреждения высшего образования, отличаются значительным ростом и процветанием. Высшее образование влияет на экономическое благосостояние в трех аспектах ( рис. 8.6):

  • прямые расходы образовательных учреждений, их сотрудников и обучающихся позитивно влияют на местную экономику;
  • высшее образование предоставляет финансовые и нефинансовые выгоды для человека, который получает высшее образование, и общества в целом;
  • высшие учебные заведения все больше фокусируются на создании знаний, выступая источниками ключевых исследований и развития инноваций.
Высшее образование и экономическое благосостояние

Рис. 8.6. Высшее образование и экономическое благосостояние

8.4. Образование как процесс

Образование как процесс осуществляется в следующих формах:

  • Формальное образование (англ. formal education)– образовательный процесс, осуществляемый образовательными организациями (школами, колледжами, университетами др.) в организованном и иерархически структурированном контексте; имеет уровневую структуру и регламентированные временные рамки обучения на каждом уровне, реализуется в соответствии с утвержденными образовательными стандартами и программами; достижение определенного уровня образования обязательно подтверждается выдачей соответствующего документа об образовании.
  • Неформальное образование (англ. non-formal education) – образовательный процесс, осуществляемый образовательными / общественными организациями по специализированным программам, определяющим цели, методы и результаты обучения. В отличие от формального образования, к реализуемым программам не предъявляется в качестве обязательного требование преемственности, и документы об образовании могут не выдаваться. В рамках неформального образования обучающийся на любом этапе своего образования или профессиональной деятельности осваивает различные курсы, тренинги, проходит короткие программы как в группах, так и индивидуально.
  • Информальное образование (англ. informal education) – образование, сопровождающее повседневную жизнь, которое не имеет четкой структуры и эксплицитной постановки целей. Информальное образование представляет спонтанный процесс приобретения индивидом знаний, компетенций, ценностей и отношений из повседневного опыта, а также включает разнообразные образовательные воздействия на личность со стороны окружения (семьи, круга личностного и профессионального общения и взаимодействия, средств масс-медиа).

8.5. Образование как результат

Б.С. Гершунский выделил пять ступеней результативности образования ( рис. 8.7).

Образование как результат

Рис. 8.7. Образование как результат

Грамотность – навыки чтения, письма и счета, которые позволяют понимать и использовать различные виды информации в повседневной жизнедеятельности и в обществе.

Профессиональная грамотность – чтение, письмо, вычисления и коммуникативные навыки, осуществляемые в рамках выполнения профессиональных задач.

Концепция множественной грамотности имеет непосредственное отношение к технологическому, информационному, медийному, визуальному, научному и другим контекстам и в большей степени соответствует реалиям XXI века. Акцент ставится не только на умение читать и писать, но также и на навыки, и практику, которые связаны с меняющейся динамикой жизни в обществе.

По определению экспертов Юнеско, "функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины" [2, С. 18].

Грамотность рассматривается в контексте удовлетворения базовых потребностей в обучении каждого ребенка, молодого человека и взрослого. "Эти потребности охватывают как необходимый объем навыков (умение читать, писать, владение устной речью, умение считать и решать задачи), так и основное содержание обучения (знания, профессиональные навыки, ценностные установки и воззрения), которые необходимы людям для выживания, развития всех своих способностей, существования и работы в условиях соблюдения человеческого достоинства, всестороннего участия в развитии, повышения качества своей жизни, принятия всесторонне взвешенных решений и продолжения образования" [2, С. 18].

Образованность – новое комплексное качество личности, означающее не только сумму знаний и владение набором профессиональных навыков, а развитость разнообразных способностей системного характера и высокой степени их продуктивности с точки зрения готовности личности к решению проблем собственного бытия и со-бытия. Образованность – это способность на основе знаний сформировать целостную (интегративную) картину мира, что обеспечивает целостное восприятие человеком образа того мира, в котором он живет и осуществляет свою деятельность.

По определению Б.С. Гершунского, "образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума" [1, С.72], индивидуально-личностный результат образования, качество личности, выражающее определенную меру овладения достижениями мировой культуры, освоения специальным образом организованной части социального опыта, а также способности пользоваться им в своей жизнедеятельности для самостоятельного решения проблем в различных областях.

Компетентность – демонстрируемая способность человека выполнять деятельность, то есть владение знаниями, навыками и личностными характеристиками, необходимыми для удовлетворения особых требований или требований конкретной ситуации.

Компетентностный подход в обучении – ориентация на разработку спецификаций, обучение и демонстрацию компетенций (знаний, навыков, опыта деятельности), которые имеют важнейшее значение для решения конкретных задач.

Культура является "высшим проявлением образованности и профессиональной компетентности" личности, "именно на уровне культуры может в наиболее полном виде выразиться человеческая индивидуальность" [1, С.74].

Менталитет – исторически обусловленные динамичные основания мировосприятия, мировоззрения, ценностно-целевых приоритетов и поведенческих установок личности, общества и социума. Менталитет выступает как достаточно статичное образование, принадлежащее большим общностям людей, являющееся своеобразным итогом их развития, становления. Проецируясь в конкретную индивидуальную или групповую деятельность, менталитет может приобретать некую особость, выражающуюся в ментальности. Ментальности характерна релятивность, а менталитету – стабильность, постоянство, устойчивость.

Согласно концепции Б.С. Гершунского, важнейшие функции и задачи сферы образования – культурообразование и менталеобразование.

8.6. Образование как система. Образовательная система России

Образование как система – единая сеть учреждений разного типа и уровня для получения образования в формальной и неформальной формах.

Уровень образования – "завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований" [4, С.3].

Образовательный ценз – подтвержденный (удостоверенный) соответствующим документом уровень формального образования, который требуется для получения тех или иных прав:

  • заниматься профессиональной деятельностью;
  • продолжать образование на более высоком уровне.

В Международной стандартной классификации образования, МСКО (англ. International Standard Classification of Education, ISCED) выделены следующие уровни образования.

Дошкольное образование (МСКО уровень 0) (Pre-primary education, ISCED level 0) – программы начального этапа организованного обучения, предназначенные в первую очередь для погружения детей от 3 лет в школьное окружение, и являющиеся связующим звеном между домом и школой. Программы дошкольного образования являются компонентом системы формального образования, реализующим заботу о детях младшего возраста и их образовании. По завершении этих программ дети продолжают свое образование в МСКО на уровне 1 (начальное образование).

Начальное образование (МСКО уровень 1) (Primary education, ISCED level 1) – программы, направленные на получение навыков чтения, письма и счета, а также элементарное понимание истории, географии, естественных и социальные наук, искусства, музыки.

Среднее образование (МСКО уровни 2 и 3) (Secondary education, ISCED levels 2 and 3)– включает программы двух уровней. Программы неполного среднего образования (Lower secondary education, ISCED level 2) являются продолжением основных программ начального образования, но обучение, как правило, более предметно-ориентированно и требует специализированной подготовки учителей для каждой предметной области. Окончание этой ступени часто совпадает с окончанием обязательного образования. Программы полного среднего образования (Upper secondary education, ISCED level 3) – финальный этап среднего образования в большинстве стран, на котором осуществляется профильное обучение, и требуются учителя более высокой квалификации, чем на уровне 2 МСКО.

Довузовское образование (МСКО уровень 4) (Post-secondary non-tertiary education, ISCED Level 4) – образовательные программы, включающие два подуровня:

  • 4А – программы подготовки, дающие доступ к получению образования на уровне 5 МСКО;
  • 4B – программы подготовки, не дающие доступа к получению образования на уровне 5 МСКО, предназначенные, в первую очередь, для прямого выхода на рынок труда.

Техническое и профессиональное образование и обучение (Technical and vocational education and training, TVET) – программы, предназначенные главным образом для освоения обучающимися определенной профессии или отрасли (группе профессий или занятий).

Высшее образование (МСКО уровни 5 и 6) (Tertiary or higher education, ISCED levels 5 and 6) – образовательные программы с более продвинутым содержанием, чем то, что предлагается на уровнях 3 и 4 МСКО.

Первый этап высшего образования уровня 5 МСКО (Tertiary education (first stage), ISCED level 5) включает два подуровня:

  • 5А – состоит в значительной степени из теоретических программ, предназначенных для обеспечения достаточной квалификации для обучения по продвинутым программам научных исследований и профессиям с высокими требованиям к мастерству;
  • 5B – программы, как правило, более практические, технические и/или направлены конкретную профессию.

Второй этап высшего образования, уровень 6 МСКО (Tertiary education (second stage), ISCED level 6), включает программы, посвященные продвинутым и оригинальным исследованиям, ведущие к получению исследовательской квалификации.

В Российской Федерации установлено семь уровней образования. На рис. 8.8 показана структура образовательной системы России; уровни образования в Российской Федерации и их соответствие Международной стандартной классификации образования представлены в Таблице 8.2.

Система образования

увеличить изображение
Рис. 8.8. Система образования
Таблица 8.2. Уровни образования в Российской Федерации и их соответствие МСКО
МСКО Уровень образования
МСКО уровень 0 Дошкольное образование
МСКО уровень 1 Начальное общее образование
МСКО уровень 2 Основное общее образование
МСКО уровень 3 Среднее общее образование
МСКО уровни 4А, 4B Среднее профессиональное образование
МСКО уровень 5B Высшее образование – бакалавриат
МСКО уровень 5А Высшее образование – специалитет, магистратура
МСКО уровень 6 Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

8.7. Непрерывное образование: цели, содержание, структура

Непрерывное образование (англ. lifelong education) охватывает формальные, неформальные и информальные формы образования индивида на протяжении всей его жизни, которое направлено на сознательное и непрерывное повышение качества жизни, своей и общества.

Непрерывное обучение (англ. lifelong learning) – развитие человеческого потенциала через непрерывно поддерживаемый процесс стимулирования и обеспечения возможностей приобретения индивидом знаний, ценностей, навыков и понимания, которые потребуются на протяжении всей жизни, а также их применения в любых ролях, обстоятельствах и окружении с уверенностью, творчески и с удовольствием.

На рис. 8.9 представлена концепция непрерывного обучения, отвечающая на вопросы: кого обучать, как, когда, где, чему и почему.

Концепция непрерывного обучения

Рис. 8.9. Концепция непрерывного обучения

Понятие "непрерывное обучение" частично перекрывается и тесно связано с такими понятиями, как: перманентное образование (англ. permanent -->

Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 96
Комментариев: 9
Гостевая книга: 15
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017