Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6610
» Новых за месяц: 396
» Новых за неделю: 80
» Новых вчера: 2
» Новых сегодня: 1



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Наш партнер
Реальность жизни

9.1. Педагогическая система. Педагогический процесс

Педагогическая система (англ. educational system) – это:

  • "общая характеристика критериальной, теоретической оценки интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической (исследовательской) и управленческой деятельности в соответствующих социальных условиях, т.е. на уровне всего общества, социума" (Б. С. Гершунский, [2, С. 54]);
  • "инвариантная для разных уровневых и профильных образовательных подсистем система знаний о подходах к обоснованию целей, содержания, методов, средств и организационных форм образования" (Б. С. Гершунский, [2, С. 322];
  • "совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами" (В. П. Беспалько, [1, С. 6]).

Дидактическая система – это педагогическая система в динамике, т.е. педагогический процесс. Педагогический процесс – основной бизнес-процесс образовательных учреждений. Наряду с понятием "педагогический процесс", также широко используется понятие "образовательный процесс". Образовательный процесс – это процесс обучения, воспитания и развития при реализации образовательной программы учебных курсов, предметов, дисциплин и практик.

В. П. Беспалько выделил следующие компоненты педагогической системы ( рис. 9.1 ):

Структура педагогической системы

Рис. 9.1. Структура педагогической системы

В структуре педагогической системы можно выделить элементы, образующие две взаимосвязанные группы:

  1. элементы, формулирующие дидактическую (педагогическую) задачу – обучающиеся, цели и содержание обучения, сформулированные на основе социального заказа;
  2. элементы, образующие педагогическую технологию, гарантированно решающую эту задачу, – преподаватели, дидактический процесс (способ или метод обучения), организационные формы и средства обучения.

Методы, формы и средства обучения образуют дидактическую систему.

Этапы создания педагогической системы

Входом процесса создания педагогической системы являются требования к ее конечному продукту – знаниям, компетенциям и личностным качествам выпускника образовательного учреждения. Эти требования являются социальным (государственным) заказом и формулируются в виде государственных образовательных стандартов или других документов.

На первом этапе разработки педагогической системы формулируется дидактическая задача: формируются видение и границы педагогической системы, определяются образовательные цели, производится отбор и структурирование содержания обучения образования, создается экономическое обоснование (определяются ограничения, связанные с организационными вопросами и материально-техническим обеспечением).

На втором этапе проектируется дидактическая система – определяются дидактические технологии, методы и средства обучения, система форм организации обучения, этапы жизненного цикла процесса обучения.

На третьем этапе осуществляется реализация спроектированной дидактической системы – разрабатывается учебно-методическое обеспечение педагогического процесса, подбираются и специально подготавливаются преподаватели, способные работать в спроектированной педагогической системе.

Развитие образования (англ. educational development) – изменение одного или более компонентов педагогической системы в позитивном направлении по критериям ценности.

9.2. Субъекты педагогического процесса

Субъектами педагогического процесса являются обучаемые и преподаватели.

Функции и роли субъектов образовательного процесса

Рис. 9.2. Функции и роли субъектов образовательного процесса

9.3. Образовательные цели. Таксономия Б. Блума

Системообразующим элементом педагогической системы являются цели обучения и воспитания.

Образовательные цели (англ. educational objectives) – планируемые или ожидаемые результаты образовательного процесса [8].

Потребности в обучении (англ. learning needs) – знания, навыки и отношения, требуемые для адекватного индивидуального и социального развития.

Образовательные принципы (англ. educational principles) – философские основы, направляющие выбор методов и процедур достижения образовательных целей.

Образовательные стратегии (англ. educational strategies) – конкретные способы достижения образовательных целей с учетом различных альтернативных путей.

Таксономия Блума (Bloom taxonomy) – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.

Первая часть таксономии, содержащая описание образовательных целей в когнитивной сфере, разработана и опубликована в 1956 г. под руководством Б. Блума; обновленная версия таксономии была выпущена Л. Андерсон и Д. Кратволем в 2001 г. В соответствии с обновленной версией, иерархия образовательных целей в когнитивной сфере имеет два измерения: знание (4 уровня), и когнитивные процессы (6 уровней сложности) ( рис. 9.3 ).

Образовательные цели в когнитивной сфере

Рис. 9.3. Образовательные цели в когнитивной сфере

Структура измерения "Знание":

A. Фактическое знание – базовые элементы, которые обучающийся должен знать, чтобы иметь представление о дисциплине или решать проблемы в данной области:

Aa. Знание терминологии.

Ab. Знание специфических деталей и элементов.

B. Концептуальное знание – взаимосвязи между базовыми элементами в более сложной структуре, которые позволяют им функционировать как единое целое.

Ba. Знание классификаций и категорий.

Bb. Знание принципов и общих правил.

Bc. Знание теорий, моделей и структур.

C. Процедурное знание – как делать что-либо; методы исследования и критерии для применения навыков, алгоритмов, техник и методов.

Ca. Владение специфическими навыками и алгоритмами.

Cb. Владение специфическими техниками и методами.

Cc. Знание критериев для определения, когда применять соответствующие процедуры.

D. Метакогнитивное знаниезнание о познании в общем, а также осведомленность и знание о собственной специфике познания.

Da. Знание стратегий.

Db. Знание о когнитивных задачах, включая соответствующее знание контекста и условий.

Dc. Самопознание.

Структура измерения "Когнитивные процессы":

1.0 Помнить – Извлекать необходимую информацию из долговременной памяти.

1.1 Узнавание

1.2 Применение

2.0. Понимать – Определять значение учебных сообщений, включая устные, письменные и графические коммуникации.

2.1 Интерпретация

2.2 Приведение примеров

2.3 Классификация

2.4 Обобщение

2.5 Умозаключение

2.6 Сравнение

2.7 Объяснение

3.0 Применять – Выполнять или использовать процедуры в данной ситуации.

3.1 Исполнение

3.2 Реализация

4.0 Анализировать – Осуществлять декомпозицию объекта на отдельные элементы и описывать то, как они соотносятся с целым.

4.1 Дифференциация

4.2 Организация

4.3 Соотнесение

5.0 Оценивать – Делать суждения, основываясь на критериях и стандартах.

5.1 Проверка

5.2 Критика

6.0 Создавать – Соединять элементы для формирования нового, когерентного целого или создавать оригинальный продукт.

6.1 Генерирование

6.2 Планирование

6.3 Производство

Как показано на рис. 9.3, каждый уровень знания может соотноситься с каждым уровнем когнитивного процесса, так что обучающийся может помнить фактическое или процедурное знание, понимать концептуальное или метакогнитивное знание или анализировать метакогнитивное или фактическое знание.

Вторая часть таксономии, содержащая описание образовательных целей в аффективной сфере, охватывающей эмоции, чувства, отношения, мотивацию, ценности обучающихся, опубликована Д. Кратволем и Б. Блумом в 1964 г. ( рис. 9.4).

Аффективное обучение (англ. affective education) – область обучения, которая связана с приобретением обучающимся желаемого мировосприятия. Образовательные цели в аффективной сфере направлены на реализацию дидактических задач, которые требуют приобретения обучающимися таких качеств, как уверенность в себе, ответственность, уважение, надежность и личных отношений.

Достижение указанных целей осуществляется посредством определения проблемных идей, ценностей, убеждений и чувств, критического анализа посылок, на которых они основаны, проверки их обоснованности путем рационального дискурса и принятия решений, основанных на результатах консенсуса.

Образовательные цели в аффективной сфере

Рис. 9.4. Образовательные цели в аффективной сфере

Третья часть таксономии, содержащая описание образовательных целей в психомоторной сфере, существует в нескольких альтернативных версиях, из которых наиболее известны три ( рис. 9.5 ): пятиуровневая иерархия Р.Х.Дейва (1970 г.), шестиуровневая иерархия А.Харроу (1972 г.) и семиуровневая иерархия Э.Симпсон (1972 г.).

Интепретация Р.Х. Дейва является адекватной для проектирования целей обучения взрослых на рабочем месте.

Версия Э. Симпсон полезна, если взрослые обучаемые выводятся из их привычной зоны комфорта, потому что она затрагивает сенсорные, перцептивные и, как следствие, эмоционально-ценностные аспекты подготовки к обучению (например, подготовка к действиям в экстремальных и конфликтных ситуациях, в тяжелых физических условиях).

Версия А.Харроу полезна для проектирования образовательных целей при обучении передаче чувств и эмоций, оказании влияния на других (например, подготовка к публичным выступлениям, самопрезентации).

Образовательные цели в психомоторной сфере

увеличить изображение
Рис. 9.5. Образовательные цели в психомоторной сфере

9.4. Содержание образования

Содержание образования – "педагогическая модель человеческой культуры, представленная в аспекте социального опыта" [3, С. 159], включая опыт когнитивной, репродуктивной, творческой деятельности, а также опыт приобретения ментальных ценностей.

Основные детерминанты содержания образования:

  • цели образования;
  • социальные и научные достижения;
  • социальные или общественные потребности;
  • личные потребности обучаемого;
  • педагогические возможности образовательной среды.

Простейшая модель иерархической структуры содержания образования включает три уровня:

Уровень 1. Основные понятия и принципы.

Уровень 2. Структурированные (формализуемые) проблемы с известными решениями.

Уровень 3. Частично структурированные (трудно формализуемые) сложные проблемы без известных решений.

9.5. Взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе

Выделяют два типа концепций обучения ( рис. 9.6 ):

  • количественные – концепции, которые относятся к восприятию изолированных фрагментов знания и реализуются на низших уровнях мышления – восприятия, механического повторения и запоминания;
  • качественные – концепции, рассматривающие обучение как изменение индивидуального мировосприятия: процесс обучения подразумевает повторную интерпретацию познания и, соответственно, изменение самой личности обучающегося.
Концепции обучения

увеличить изображение
Рис. 9.6. Концепции обучения

Количественные и качественные концепции обучения тесно взаимосвязаны – часто количественные концепции являются необходимым условием качественных. Большинство образовательных систем декларируют обеспечение обучаемым концепции №6.

Педагогическое взаимодействие (англ. instructional interaction) – взаимные действия (воздействия) обучающегося и его окружения в образовательном пространстве, направленные на изменение обучающегося и его продвижение на пути к достижению образовательных целей.

Обучение как процесс состоит из двух подпроцессов – преподавания и учения.

Преподавание (англ. instruction, teaching)– это

  • деятельность преподавателя, учитывающая закономерности учения, и заключающаяся в передаче обучающемуся информации и в организации деятельности обучающегося по усвоению содержания учебного материала на требуемом уровне.
  • деятельность по созданию учебной ситуации для передачи знаний, стимулирования процесса познания и поддержки индивидуального развития.

Учение (англ. learning) – собственная активность обучающегося по выполнению какой-то последовательности действий, ведущих к усвоению им содержания учебного материала и преобразованию полученной информации в знания и компетенции.

Основные этапы деятельности обучающегося и преподавателя в педагогическом процессе показаны на рис. 9.7 .

Взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе

Рис. 9.7. Взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе

На рис. 9.8 представлены структурные элементы деятельности обучающихся: цели учения, ведущие мотивы деятельности и учебные действия.

Деятельность обучающихся в образовательном процессе

Рис. 9.8. Деятельность обучающихся в образовательном процессе

Краткие итоги

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. Дидактическая система – это педагогическая система в динамике, т.е. педагогический процесс. Образовательный процесс – процесс обучения, воспитания и развития при реализации образовательной программы учебных курсов, предметов, дисциплин и практик.

Структура педагогической системы:

  1. элементы, формулирующие дидактическую (педагогическую) задачу – обучающиеся, цели и содержание обучения, сформулированные на основе социального заказа;
  2. элементы, образующие педагогическую технологию, гарантированно решающую эту задачу, – преподаватели, дидактический процесс (способ или метод обучения), организационные формы и средства обучения.

Образовательные цели – планируемые или ожидаемые результаты образовательного процесса. Таксономия Блума – иерархическая система образовательных целей, охватывающая три сферы деятельности: когнитивную (познавательную), аффективную (эмоционально-ценностную) и психомоторную.

Типы концепций обучения:

  • количественные относятся к восприятию изолированных фрагментов знания и реализуются на низших уровнях мышления – восприятия, механического повторения и запоминания;
  • качественные рассматривают обучение как изменение индивидуального мировосприятия, процесс обучения подразумевает повторную интерпретацию познания и, соответственно, изменение самой личности обучающегося.

Обучение как процесс состоит из двух подпроцессов – преподавания и учения. Преподавание – деятельность по созданию учебной ситуации для передачи знаний, стимулирования процесса познания и поддержки индивидуального развития. Учение – собственная активность обучающегося по выполнению какой-то последовательности действий, ведущих к усвоению им содержания учебного материала и преобразованию полученной информации в знания и компетенции.

Задания для самоконтроля

  1. Сформулируйте определения понятий "педагогическая система", "педагогический процесс", "образовательный процесс", "дидактическая система"; проанализируйте взаимосвязи между ними; опишите компоненты педагогической системы и основные этапы ее создания.
  2. Опишите основных субъектов образовательного процесса, охарактеризуйте их роли и функции в поддерживающем и развивающем обучении.
  3. Сформулируйте определения понятий "образовательные цели", "потребности в обучении", "образовательные принципы", "образовательные стратегии"; дайте характеристику образовательных целей в когнитивной, аффективной и психомоторной сферах.
  4. Сформулируйте определение понятия "содержание образования", перечислите основные детерминанты содержания образования, опишите иерархическую структуру содержания образования.
  5. Сформулируйте определения понятий "педагогическое взаимодействие", "обучение", "преподавание", "учение", опишите их взаимосвязи; проанализируйте количественные и качественные концепции обучения; дайте характеристику взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе.





Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930


Язык сайта

Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4



Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
www.obr-rus.ru © 2017