Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 5706
» Новых за месяц: 2316
» Новых за неделю: 577
» Новых вчера: 101
» Новых сегодня: 75



Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1


Облако тегов

Главная » Файлы » Литература

Мастер-класс.5 класс Тема : Русские поэты XIX века о родной природе. Тема осени.
[ Скачать с сервера (6.83Mb) · Скриншот ] 13.01.2015, 11:04

Цель: раскрыть основные составляющие технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Это точка опоры для мышления человека. это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Хотите видеть детей творческими- научите их критически мыслить.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия.

5 класс
Тема : Русские поэты XIX века о родной природе. Тема осени.
Дидактическая цель: познакомить детей с произведениями русских поэтов 19 века с помощью средств технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: формирование умения самостоятельно анализировать текст поэтического содержания.
Развивающий аспект: формирование основ критического и творческого мышления, коммуникативных умений
Воспитательный аспект: воспитывать у учащихся интереса к чтению, активной гражданской позиции
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: учебник «Литература 5 класс», В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, фонохрестоматия к учебнику, видеозапись, проектор, колонки, тексты стихотворений, цветовая карта , цветные карандаши, листочки, таблица

Технологические этапы
1 стадия /фаза/ Вызов 1.Просмотр видеозарисовки.(видеозапись)
-Что объединяет все картинки видеозарисовки?
Корзина идей
- С чем у вас ассоциируется слово «осень»?
- Какие поэты 19 века писали об осени?
2 стадия /фаза/ Осмысление содержания 1. Класс делиться на группы: фонетики, морфологи, лексики, выразительных средств.
Раздаются тексты стихотворений
- Рассмотрите стихотворения с точки зрения вашей группы.
- Что интересного вы нашли?
- Ключевые слова: выпишите основные слова.
-Заполните таблицу «Есть, нашел, интересно…»
-Составление цветового портрета стихотворений.
( А.П. Журавлев. Звук и смысл. – М., 1991.)
А– густо-красный
Я– ярко-красный
О– светло-желтый или белый
Е– зеленый
Ё– желто-зеленый
Э– зеленоватый
И– синий
Й– синеватый
У– темно-синий, сине-зеленый, лиловый
Ю– голубоватый, сиреневый
Ы– мрачный темно-коричневый или черный
-Исследовательское задание.
-Каждое произведение имеет свою окраску. Нарисуйте портрет своего стихотворения.9работа в группах)
Итог подводят учащиеся с учителем.
А– черный; белый– Е; И– красный; У– зеленый.
О– синий: тайну их скажу я в свой черед,
А– бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е– белизна холстов, палаток и тумана.
Блеск горных родников и хрупких опахал!
И– пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал.
У– трепетная рябь зеленых волн широких.
Спокойные луга, покой морщин глубоких
На трудовом челе алхимиков седых.
О– звонкий рев трубы, пронзительный и странный.
Полеты ангелов в тиши небес пространной–
О– дивных глаз ее лиловые лучи.
(Перевод А. Кублицкой-Пиоттух)
2.Слушая стихотворение Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и отметьте в тексте фонетические различия в произношении и написании.
Дискуссия по итогам проделанной работы
3 стадия /фаза/ Рефлексия - «Осень»
Составьте синквейн по теме «Осень»
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Литература
1. Л. А. Дунаева .Методические материалы по организации и поддержке проектной деятельности учащихся при изучении русской поэзии xiх–xx веков
2. А.П. Журавлев. Звук и смысл. – М., 1991.
3. З.Е.Потехина. Формирование речевой и мыслительной деятельности с опорой на технологию развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

Приложение
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Н. А. Некрасов "Славная осень!" Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...
Ф.Тютчев
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин) Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят

И белокрылые виденья
На тусклом озера стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле...

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —

И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой...
(Ф. Тютчев)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
(И. Бунин)

Категория: Литература | Добавил: tucased
Просмотров: 979 | Загрузок: 57 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 96
Комментариев: 9
Гостевая книга: 15
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017