Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6029
» Новых за месяц: 170
» Новых за неделю: 19
» Новых вчера: 1
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Файлы » Начальная школа

"Работа по ранней профилизации в начальной школе" Материал из опыта работы и презентация.
[ Скачать с сервера (28.2Kb) · Скриншот ] 09.05.2015, 19:21

Работа по ранней профилизации в начальной школе.
(Из опыта работы Мякишевой Тамары Николаевны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №12» г Нижневартовска)
(слайд 1)
Школа – самая удивительная
лаборатория, потому что
в ней создаётся будущее…
(слайд 2)
Профориентационная работа – это комплекс просветительских мероприятий, направленных на расширение представлений о профессиях, сферах приложения личности, личностном потенциале и профессиональных особенностях известных и малоизвестных профессий.
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.
Самая большая ценность у каждого из нас – это жизнь. И все мы хотим прожить её вдохновенно, интересно, полезно, счастливо. Однако на каждом шагу мы видим несовпадение мечты и реальности, желания и возможности, спроса и предложения. Хотеть – ещё не значит мочь.
Умение любить свой труд и ценить чужой – признак цивилизованного общества.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный вопрос. Как найти из 10 000 профессий и 40 000 специальностей то единственное, заветное своё? Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий сложно и начинать над этим работать нужно с младшего школьного возраста.
Цель профориентационной работы с младшими школьниками сводится к следующему: (слайд 3)
• привитие любви к труду и уважения к людям труда;
• ознакомление учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
• формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений;
• побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальных знаний о разнообразных профессиях через учебную и воспитательную работу;
• формирование добросовестного, положительного отношения к труду;
• понимание его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии и развитие интереса к трудовой деятельности;
• формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.
Данная работа направлена: (слайд 4)
• на формирование социальной и технологической компетенций у обучающихся начальной школы;
• овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками;
• овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальными представлениями о мире профессий;
• работа по соблюдению социальных и этических норм;
В результате работы, обучающиеся начальных классов должны знать и понимать: (слайд 5)
• роль трудовой деятельности в жизни человека;
• влияние технологических процессов и трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;
• назначение и сферы применения различных машин, технических устройств и инструментов;
Наиболее приемлемыми в начальной школе являются следующие направления профориентационной работы: (слайд 6)
• Организация профинформационной работы на всех уроках.
• Организация и проведение внеклассных занятий.
• Организация работы кружков.
• Оформление портфолио “В мире профессий”.
• Организация экскурсионной работы.
• Проведение месячников по профориентации, конкурсов, конференций.
Поскольку важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение, то значительное место в данной работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Регулярная и целенаправленная работа по социализации личности и профориентации происходит во время образовательного процесса. Урок - основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация - составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению. На всех уроках в начальной школе подчеркивается значимость трудовой деятельности, воспитывается чувство ответственности за свою работу. Именно на уроках обучающиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей важность и значимость каждой профессии, сообщает школьникам о требованиях предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности. Особую роль в профориентационной работе играют уроки технологии. Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.
В начальной школе закладываются основы проектирования и проектной деятельности. Учителя используют активные способы обучения – игровые методы, методы проектов, исследовательские и проблемные методы в ходе преподавания. И все эти методы благоприятно влияют на развитие личности и на подготовку к профилизации обучающихся.
Организация и проведение внеклассных мероприятий также очень важное направление профориентационной работы. Сюда мы можем отнести: классные часы, праздники, субботники, кружки разнообразных направленностей.
В начальной школе часто проводятся: месячники, конкурсы рисунков, стихов, конференции, игры профориентационной направленности. При планировании профориентационных занятий необходимо учитывать особенности и включать различные модификации существующих психологических игр. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Можно использовать рисуночные методики. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов.
Эффективны и очень любимы учащимися экскурсии на производство, которые знакомят ребят с миром профессий. Но, к сожалению, в последнее время по известным причинам организовать их становится все сложнее.
Интересны для ребят беседы с приглашенными специалистами. Только важно помнить, что специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаются к родителям, которые могут в субботний день прийти и рассказать о своей профессии. Такие мероприятия способствуют более тесному сотрудничеству с родителями учащихся и запоминаются детям надолго. Хочу предложить вам видеоролик с одного из таких классных часов, который был проведен совместно с родительницей М.В. Степашкиной. Она работает фельдшером – лаборантом в одном из медицинских учреждений. Мария Валентиновна интересно рассказала ребятам о простейших. Каждый ребенок через линзы микроскопа имел возможность наблюдать мир, скрытый от невооруженного человеческого глаза. Мы так и назвали классный час « За линзами микроскопа». Ребята были в восторге! Они долго еще делились впечатлениями от увиденного.
А знаете ли вы, какие профессии предпочитают наши ученики. А кем видят их родители? И совпадают ли их желания? В ходе работы, я изучила этот вопрос и вот что выяснилось. Очень часто выбор детей не совпадает с выбором их родителей. Чаще всего родители мечтают о получении своими детьми профессии «высокооплачиваемой», а дети хотят иметь работу «интересную». Родители желают видеть своих детей банкирами, стоматологами, спасателями, автомобилистами, ветеринарами, писателями – фантастами, программистами, врачами. А дети хотят выбрать в будущем профессию: железнодорожника, селекционера, «акуловеда» – океанолога, директора банка, парикмахера, полицейского, судьи, экскурсовода, гончара, учителя, медсестры (стиль высказываний сохранен). Вывод очевиден. Родителям следует лучше знать о способностях своих детей, развивать их. Следует бережно, с уважением относиться к их желаниям, быть верными и мудрыми союзниками в выборе будущей профессии.
Таким образом, на протяжении четырех лет обучения у младших школьников накапливается довольно богатый запас сведений о профессиях.
Резюмируя, хочется еще раз отметить, что при наличии желания и правильного использования предлагаемого инструмента, у каждого из нас появляется возможность развить и успешно применить набор способностей, полученный каждым ребёнком при рождении, для развития его творческого потенциала, что будет являться гарантией высокого качества его дальнейшей жизни.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Категория: Начальная школа | Добавил: solomeia-sofija
Просмотров: 819 | Загрузок: 52 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017