Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6621
» Новых за месяц: 397
» Новых за неделю: 39
» Новых вчера: 5
» Новых сегодня: 3



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Файлы » Психология

Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в дошкольном учреждении.
[ · Скриншот ] 07.09.2016, 11:13

Организация коррекционно-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития в дошкольном учреждении.
В настоящее время система психологической помощи предусматривает реализацию комплексного, интегративного подхода к развитию и обучению детей с нарушениями и отклонениями в развитии.
В процессе психологической коррекции детей со сложным нарушениями развития необходимо учитывать комплексность нарушений, степень тяжести и сложность структуры дефекта, выраженность обусловленных заболеванием изменений эмоционально-волевой сферы, интеллекта, а также сохранные функции психики.
В нашем детском саду действует широкая программа помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, многие из которых имеют и другие нарушения. Для того, чтобы психологическая коррекция, как часть общей системы помощи детям, была эффективной, проводится весь необходимый комплекс сбора информации о состоянии детей (изучение карты развития, психологическая диагностика, беседа с родителями и др.). По результатам данной работы составляется индивидуальный путь развития ребенка, намечаются цели и задачи групповой работы.
Разрабатываемая нами модель психологической коррекционной деятельности педагога-психолога с детьми, имеющими сложные дефекты, в основе которых лежат проблемы опор-двигательного аппарата, методически обоснована идеями Шипицыной Л.М., Мамайчук И.И., Мастюковой Е.М., Даниловой Л.А., Чистяковой М.И. и др.
Представим краткую характеристику нарушений психологического развития детей со сложными нарушениями развития.
Для детей с различными нарушениями развития, в частности с нарушениями опорно-двигательного аппарата, большую часть которых составляют дети с церебральным параличом, характерны нарушения в развитии познавательной сферы, речи, расстройства эмоционально-волевой сферы.
По состоянию интеллекта дети с трудностями развития представляют крайне разнородную группу (от нормы до олигофрении). Познавательная сфера характеризуется сниженным запасом сведений и представлений об окружающем мире, выраженностью психоорганических проявлений в виде истощаемости и замедленности психических процессов.
В эмоциональной сфере у одних детей нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, двигательной раздражительности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакций протеста, которые усиливаются при утомлении ребенка. Иногда отмечается радость, приподнятое, благодушное настроение со снижением критики.
Нарушения поведения проявляются в виде агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим, упрямства. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастности. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.
Характерной особенностью личности являются повышенная внушаемость и зависимость от окружающих, что отмечается как своеобразный психический инфантилизм.
Повышенная утомляемость, быстро становятся вялыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. В результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у некоторых детей усиливаются насильственные движения.
В отечественной психологии установлена взаимосвязь и взаимовлияние развития когнитивных, эмоциональных и волевых процессов, поэтому психокоррекционная работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата должна быть направлена на развитие и познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Исходя из особенностей детей, мы поставили задачу максимально способствовать их социализации. При проведении занятий стараемся придерживаться следующих принципов коррекционно-психологической работы с детьми.
1. Комплексный характер коррекционно-психологической работы. Данный принцип означает, что коррекция направлена на комплексную работу по развитию психики ребенка, а не на отдельную функцию. Это предполагает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. На наш взгляд такой подход особенно актуален в работе с детьми, т.к. в данном возрасте развитие всех психических функций носит взаимосвязанный характер.
2. Раннее начало последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Необходимость ранней коррекционно-психологической работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций. Психокоррекционная работа строится с учетом не просто возраста, а и того, на каком этапе развития находится ребенок.
3. Деятельностный принцип: мы организуем работу не только в рамках ведущей деятельности, но и того вида деятельности, который значим для ребенка. Особенно это важно при коррекции эмоциональных нарушений у детей, т.к. необходимость целенаправленного развития эмоциональности ребенка не всегда осознается родителями и другими взрослыми, работающими с детьми.
4. Принцип единства диагностики и коррекции, который заключается в анализе актуального развития ребенка, проведении постоянного контроля за ходом коррекции, гибкое построение коррекционного процесса в зависимости от достижений ребенка, наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психического развития.
5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка, воспитателями в группе детского сада.
Планируя весь комплекс психологической работы (диагностика, коррекция познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер развития ребенка и др.), мы считаем, что эмоциональная сфера ребенка требует особого внимания и организуем целенаправленную деятельность по ее развитию.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Дети, имеющие ограничения в движении, тем не менее, обладают эмоциональной экспрессией, стремятся к выражению своих чувств и эмоций. Такое выражение чувств и эмоций затруднено в силу нарушений в осуществлении движений в целом, но доступно пониманию. В этом случае особенно необходимо учить детей выражению своих чувств и пониманию чувств другого человека, что составляет основу самосознания. При сохранных функциях интеллекта этим детям доступно осознание эмоционального отношения окружающих людей к ним и к другим детям, понимание эмоциональных взаимоотношений между людьми.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны все специалисты, работающие с детьми и родителями. Один из важных аспектов по развитию эмоциональности детей – знакомство детей с фундаментальными эмоциями. Расширение круг осознаваемых эмоций. Такая работа, на наш взгляд, должна осуществляться как в ходе всего воспитательного процесса так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. Ценность специальных занятий состоит в том, что дети начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, психогимнастики, техники выразительных движений, мимики и пантомимики мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.
Организационные формы работы: индивидуальные, подгрупповые и групповые.
Групповые занятия проводятся в форме «Круга», который строится на основе принципов социально-психологического тренинга и включает элементы психогимнастики. Задачи: формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; формирование у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т.е. формирование личностной рефлексии; формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, умения делать вывод; формирование адекватного ролевого поведения, развитие эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения, решение проблем общения между детьми.
В работе с детьми в данном направлении мы делаем акцент на развитие следующих умений: умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т.д.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
На занятиях используются следующие методические средства:
1. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально-психологического тренинга. В этих играх формируется: принятие своего имени; принятие своих качеств характера.
2. Ролевые игры. К основным нарушениям ролевого развития у детей обычно относят ролевую ригидность – неумение переходить из роли в роль, ролевую аморфность – неумение принимать любую роль, отсутствие ролевой креативности – неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей.
3. Коммуникативные игры: игры, направленные на формирование у детей умения обеспечить другого вербальными и невербальными «поглаживаниями»; игры, обучающие умению сотрудничать.
4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Один из интересных методов работы – психогимнастика. Психогимнастика – специально организованная, структурированная деятельность по осознанию и выражению эмоций и эмоциональных состояний. Дети, с комплексными нарушениями и сложной структурой дефекта, не всегда могут выразить свою мысль или чувство с помощью слов, не могут выразить это свободным движением, и психогимнастика позволяет в доступном движении выразить свое отношение к чему-либо, свое понимание своего эмоционального состояния и другого ребенка и взрослого.
В основе занятий по психогимнастике лежат идеи Чистяковой М.И., Алябьевой Е.А., Клюевой Н.В., Кряжевой Н.Л., Панфиловой М.А.
Психогимнастические упражнения используют механизм психофизического эмоционального единства, например, ребенок не только выполняет какие - либо движение, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемой трубе (тихую или громкую, маршевую песню), не только выкладывает узор из мозаики (одно из упражнений на развитие познавательной сферы), а строит «дорогу для машины» и потом «едет по ней на машине быстро и медленно», сочиняет историю с эмоциональной ситуацией (ситуацию может задавать и психолог на темы "уверенности», «страхов» и т.п.). В последовательности психогимнастических упражнений важно соблюдать чередование и сравнение положительных по характеру движений (напряженных и расслабленных, резких и плавных, частых и медленных и др.), сопровождаемых попеременно мышечным расслаблением и напряжением. Такое чередование гармонизирует психическую деятельность мозга, при этом упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
На первом году обучения важно добиться осознания эмоциональных переживаний, понимания базовых эмоций, познакомить с переживаниями других детей. Мы вводим элементы психогимнастикив основное занятие по развитию и коррекции познавательной и коммуникативной сфер. Это развивает понимание ребенком своего отношения и отношения других детей к разным ситуациям.
На втором и третьем году обучения детей вводится отдельное занятие по психогимнастике с этюдами и играми на выражение отдельных эмоциональных состояний, отдельных качеств характера и эмоций, психотерапевтической направленности на определенного ребенка или группу в целом, снятие психоэмоционального напряжения.
Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.
Структура комплекса психогимнастики.
На занятиях дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.
Занятия состоят из 4 фаз (по Чистяковой М.И.)
1 фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Усвоение основных эмоций (радость, горе, гнев, презрение, страх, удивление, отвращение, интерес и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств 9гордость, застенчивость, уверенность и др.). дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
2 фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт (например, жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. Фаза носит психопрофилактический характер.
3 фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
4 фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между 2 и 3 фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются самим себе – «минутка шалости». Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно договориться с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным. Между 3 и 4 фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (фон).
Структура занятий:
1. Разминка.
2. Гимнастика
3. Эмоции
4. Общение
5. Поведение
6. Завершение
1.Разминка.
Задачи: сбросить интенсивность психического и физического напряжения, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом.
Содержание: упражнения – игры на внимание.
Например: «что изменилось в комнате?», «Угадай, кто позвал?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче пожал руку?», «У кого белые носочки?», «Кто самый веселый, грустный, шумный».
Время разминки 5-6 минут.
2.Гимнастика.
Задачи: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребенка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их.
Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью психолога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам. На занятиях по психогимнастике все дети успешны: правильно все, что они делают, делая по своему, как могут. Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми невозможна, но сосредоточение внимания хотя бы на одном в каждом занятии необходимо.
3.Эмоции. В сюжет каждого занятия обязательно включают 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт.
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой. Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.
Задачи: фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций, фиксируя внимания на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций.
Формы упражнений: пантомимические загадки, игры.
Список эмоций, оттенков, состояний, используемых в упражнениях:
Интерес-внимательность; радость-удивление; удивление-восхищение-изумление; горе-отчаяние-страдание; гнев-злость-зависть; обида-досада; страх-испуг.
4.Общение.
Цель: тренировка общих способностей несловесного воздействия детей друг на друга.
В упражнения включают обмен ролями партнёров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера.
В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства. А так же понимать чувства, эмоции, действия отношения других детей, учить сопереживать. Упражнения помогают детям преодолевать собственные внутренние бартеры общения в реальной жизни. В тренинге учувствуют обязательно все дети.
5. Поведение.
Цель: тренировка умения детей регулировать свои поведенческие реакции.
Задачи: показ и проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями; выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения; приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов.
Источник сюжетов: психологические ситуации, детские книги, мультфильмы.
6.Завершение.
Цель: закрепление положительного эффекта, улучшение самочувствия и настроения.
Содержание: хорошее пение, скандирование веселых стихов.
Цикл индивидуальных коррекционно - развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка
№ п/п занятие оборудование результат
1 Тема: Ознакомление с эмоциями
Цель: - ознакомление с различными эмоциями; - дифференциация собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих.
Ход занятия
1.Приветствие («Я рада тебя видеть»- обмениваются с психологом приятными словами)
2.упражнение «Различные чувства»
Психолог предлагает рассмотреть картинки и определить, какие чувства испытывает мальчик.
Психолог поочередно предлагает картинки и задает следующие вопросы:
1)Какой мальчик тебе больше всего нравиться?
2)Как ты думаешь, почему-то или иное выражение лица у мальчика?
3. Игра перед зеркалом (ребенок
выполняет следующие задания,
сидя перед зеркалом с помощью
мимики):
- улыбнись, - обидься
- нахмурься, - разозлись
4.Прощание, вспоминаем, что сегодня делали.

Карточки с изображением лица в разных эмоциональных состояниях.

Зеркало.

Создается положительно-эмоциональный настрой на занятие

Рассматриваем совместно картинки, самостоятельно не может определить ту или иную эмоцию
Вместе размышляем, почему у мальчика такое выражение лица.

Работа перед зеркалом вызывает радость, интерес, выполняет по показу.

Рассказывает все, что делали, больше понравилось изображать эмоции перед зеркалом
2 Тема: Радость, грусть
Цель: ознакомление детей с эмоциями радости и грусти; определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.

Ход занятия:
1.Приветствие (здороваются с психологом, психолог здороваясь прикасается своими ладонями к ладоням ребенка)
2.Игра – беседа «Знакомство с гномами»
(И.В. Ганичева «Телесно ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» стр.31)
3.Упражнение «Изображаем Кирюшу и Антошу» Позой и мимикой изобразить грустного гнома радостного гнома.
Танцы под грустную и веселую музыку.
4.Рисование гномов:
Нарисовать грустного и радостного гнома.
5.Прощание, вспоминаем все что делали, что понравилось, а что нет.

Карточки с изображением грустного и радостного гномов;

Магнитофон с записью веселой и грустной музыки

лист бумаги А4, цветные карандаши

Создается положительно-эмоциональный и телесный контакт с ребенком.
С интересом слушал рассказ про гномов, самостоятельно определил, какой грустный, а какой веселый гном.

Очень выразительно показывает радость и грусть. Танцевал с удовольствием под веселую музыку.

Прорисовывает четко улыбку – рот дугой, а грусть – рот черточкой.
Понравилось танцевать под веселую музыку.
3 Тема: Обида
Цель: - ознакомление детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах
Ход занятия
1.Приветствие (здороваются с психологом, говорят приятные слова)
2.Чтение и обсуждение сказки (И.В. Ганичева «Телесно ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» стр.36)
3. «Покажи обиженного ребенка» (игра перед зеркалом)
4. «Закончи предложение» ребенку предлагается закончить предложение «Однажды я очень обиделся, потому что …»
5.Рисование на тему «Обида»
6.Прощание, вспоминаем все, что сегодня делали, что понравилось, а что нет.

Зеркало
Карточка с изображением обидевшегося мальчика

Лист бумаги А4, цветные карандаши

Создается положительный эмоциональный настрой на занятие
После прослушивания сказки, сказал, что у него нет ни одной обиды
Вместе изображали обиженного ребенка (по показу)
Продолжил предложение: «Однажды я очень обиделся потому что мама не купила мне желтую машину»

Не смог нарисовать обиженного мальчика
Больше всего понравилась сказка
4 Тема «Злость»
Цель: - ознакомление с чувствами злости и гнева, с формами их выражения
Ход занятия:
1.Приветствие (здороваются с психологом, говорят приятные слова)
2. Упражнение «Определи эмоцию».
Психолог предлагает детям рассмотреть карточку с изображением злящегося мальчика и пиктограмму «Злость», сравнить оба рисунка. А затем ответить на вопросы:
-Как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? Посмотри на выражение его лица. Что произошло с бровями? Ртом? Какое у него выражение глаз?
3. Упражнение «Изображения эмоцию».
Ребенок перед зеркалом изображает эмоцию злости с помощью мимики и пантомимики: нахмуренные брови, прищуренные глаза, поднятые плечи, приоткрытый рот, сжатые кулаки, тело напряжено.
4.Рисование на тему «Злость».
5.Прощание, вспоминаем что делали, что понравилось на занятие, а что нет.

И.В. Ганичева «Телесно -ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».

Зеркало, карточка с изображением злящегося мальчика

Лист бумаги А4, цветные карандаши

Создание положительной эмоциональной реакции на занятие.

Подробно описывает лицо мальчика (брови вместе, глаза злые).

Смотрит на картинку и изображает также как у мальчика на картинке

Нарисовал злое лицо (брови сдвинуты, глаза маленькие точки, рот – короткая черточка)
Все понравилось.
5 Тема «Страх»
Цель: - ознакомление детей с чувством страха
Ход занятия:
1.Приветствие (психолог здоровается с ребенком, говорят друг другу приятные слова)
2. Упражнение «Определи эмоцию»
Ребенку предлагается карточка с изображением испуганного мальчика и пиктограмма «Страх»
-Как ты думаешь, какое чувство испытывает мальчик? У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит.
3. Упражнение «Закончи предложение»
Ребенку предлагается закончить предложение: «Я боюсь, когда…» Зачем обсуждаются, наиболее часто вызывающие страх.
4.Упражнение «Изобрази эмоцию»
Ребенок перед зеркалом изображает эмоцию с помощью мимики и пантомимики.
5.Рисования «Страха»
После того как ребенок нарисовал страх, предлагается добавить в рисунок то, что поможет справиться со страхом.
6.Прощание, вспоминаем что сегодня делали, что понравилось на занятие, а что нет.

И.В. Ганичева «Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».

Зеркало, карточка с изображением злящегося мальчика

Лист бумаги, цветные карандаши

Создание положительного эмоционального настроя на занятие

Сразу определил, что мальчик испугался

Закончил предложение «Я, боюсь, когда темно»
Рассказал, что боится оставаться один в комнате

Смотрел на картинку с испуганным мальчиком и пытался изобразить перед зеркалом

Нарисовал себя одного – испуганного, а потом добавил солнышко

Все понравилось.

Цикл групповых коррекционно - развивающих занятий направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка
№ п/п занятие оборудование результат
1 Тема: Радость, грусть
Цель: - определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику
- учить выражать радость, грусть
- способствовать сплочению группы
Ход занятия:
1.Дети садятся в круг, психолог обходит всех детей и прикасается своими ладонями к ладоням ребенка, называя при этом каждого по имени.
2.Упражнение «Танцы».
Психолог включает аудиозапись и предлагает детям потанцевать сначала под грустную музыку, а затем под веселую.
3.Игра «Медведи и пчелы»
Психолог делит детей на две команды (медведи и пчелы). Дети, изображающие медведей, должны имитировать их походку и действия. «Медведи» воруют у пчел мед. Добыв мед, они очень довольны, веселы. Зато «пчелы» - грустные. Затем дети меняются, игра повторяется по окончании игры идет обсуждение: кем понравилось быть – грустной пчелой или радостным медведем? Почему?
Психолог говорит:
- Если не хотите огорчать других. Не видите себя, как медведи. Нельзя брать чужое, нельзя радоваться чужому несчастью.
4.Прощание.
Дети садятся в круг. Ребенок поворачивает голову к тому, кто стоит справа от него, и улыбается, затем тот передает свою улыбку следующему и т.д.

И.В. Ганичева «Телесно -ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».

Магнитофон с записью веселой и грустной музыки.

Создание положительного настроя на занятие, сплочение группы, раскрепощение детей, способствует выражению своих чувств

Данное упражнение включает в себя элементы психогимнастики, учить выражать свои чувства и эмоции.

Детям очень понравилось разыгрывать данную ситуацию.
2 Тема «Обида»
Цель: - определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику
- ознакомление детей со способами выражения обиды
- способствовать сплочению группы
Ход занятия:
1.Дети садятся в круг. Здороваются друг с другом и говорят о своих достижениях и неудачах.
2.Упражнение «Рассмотри и изобрази обиженного человека» психолог предлагает рассмотреть карточку с изображением обидевшегося мальчика и пиктограмму «Обида», сравнить оба рисунка, затем поочередно изобразить обиженного человека с помощью мимики и пантомимики.
3.Упражнение «Шарики»
Психолог раздает детям воздушные шарики (надутые, т.к. дети не могут самостоятельно надуть шарики) и предупреждает это специальные шарики для тех, кто хочет выпустить из себя обиды. Каждый ребенок вслух называет несколько своих самых больших обид, а затем лопает шарик, представляя, как обиды уходят из него.
4.Коллективный рисунок на тему «Обида».
5.Прощание. Дети садятся в круг. Каждый по очереди говорит сидящему справа что-то доброе, приятное.

И.В. Ганичева «Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».

Воздушные шарики

Данное упражнение способствует созданию положительных эмоций. Сплочение группы, умение выражать свои чувства.

Учить выражать чувство обиды, очень выразительно показывают обиду

Раскрепощение. Снятие психоэмоционального напряжения

Коллективный рисунок вызвал много положительных эмоций.
3. Тема «Злость»
Цель: - определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику
- Ознакомление детей со способами выражения злости.
- Способствовать сплочению группы
Ход занятия:
1.Дети встают в круг, берутся за руки и вместе говорят: «Доброе утро!»
2.Этюд «Гневная гиена».
Психолог распределяет роли и разыгрывает этюд. (Гиена стоит у одинокой пальмы стул).
В листьях прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Гиена приходит в ярость, если кто-то приближается к пальме, желая помочь обезьянке, и произносит:
Я страшная гиена
Я гневная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
(Психолог обращает внимание детей на демонстрацию выразительных движений, усиленную жестикуляцию, яркую мимику, сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы при изображении гневной гиены).
3.Игра «Азбука настроения».
Дети раздаются карточки, на которых изображены рассерженные люди. Надо сочинить рассказ о том, что могло их рассердить.
4.Прощание. Упражнение «Это я» (снятие напряжения) дети встают в круг и взявшись за руки, топают ногами повторяя на выдохе: «Это я, это я»

И.В. Ганичева «Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».


Сплочение группы

Данное упражнение содержит элементы психогимнастики, способствует выражению эмоций.

Совместная деятельность. Психолог совместно с детьми придумывает рассказ.

Снятие психоэмоционального напряжения.
4. Тема «Страх»
Цель: - определение чувств и эмоций по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику
- Обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику и пантомимику.
- способствовать сплочению группы
Ход занятия:
1.Дети садятся в круг. Приветствуют друг друга с помощью телесных прикосновений, без слов.
2.Упражнение «Закончи предложение».
Детям предлагается закончит предложение «Я боюсь, когда …» затем обсуждаются события. Наиболее часто вызывающие страх.
3.Этюд «Что в углу?»
Из стульев строится кровать, двое разыгрывают этюд. Ребенок собирается спать: раздевается, ложится в кровать, закрывает глаза. Входит дедушка. Он снимает халат, поправляет одеяло у внука, выключает свет и выходит из комнаты.
Психолог читает стихотворение Ал. Кушнира «Что в углу?»
Что виднеется в углу
С черной тенью на полу
Непонятное, немое,
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит,
Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдогон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли - мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это дедушкин халат.
Дети разыгрывают продолжение этюда: мальчик открывает глаза – ему страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно. Затем дети меняются ролями, разыгрывание этюда повторяется. (Психолог обращает внимание детей нам использование выразительных движений)
5.Прощание. Детям предлагается закончить предложение: «Я не боюсь».

И.В. Ганичева «Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».



Создание телесного контакта.

Выражение своих истинных чувств.

Элементы психогимнастики, способствует раскрепощению, выход эмоционального напряжения.

Снятие психоэмоционального напряжения
5. Тема «Страх»
Цель: - Обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику и пантомимику.
Ход занятия:
1. Приветствие. Дети садятся в круг и приветствуют друг друга с помощью телесных прикосновений, без слов.
2. Игра «Мы охотимся на льва»
Психолог читает текст и показывает выразительные движения, а дети их повторяют:
Мы охотимся на льва,
Не боимся мы его.
У нас длинное ружье
И подзорная труба.
Ой! Что это?
А это – поле: топ-топ-топ.
А это – болото: чав-чав-чав.
Ой! А это что?
А это – море: буль-буль-буль.
Ой! А это что?
А это - тропинка: шур-шур-шур.
Вышли на полянку.
-Кто здесь лежит? Давайте потрогаем. (Дети трогают воображаемого льва). Да это же лев! Ой! Мамочки! Испугались его и побежали домой. По тропинке: шур-шур-шур. По морю: буль-буль-буль. По болоту: чав-чав-чав. По полю: топ-топ-топ. Прибежали домой. Дверь закрыли и дрожим. (Тело напряжено, плечи подняты, руки прижаты к телу). Устали. Ух! (Произносят на выдохе).
3. Коллективное рисование на тему «Страх». На большом листе бумаги дети вместе рисуют что-то страшное (кто - что боится). По окончании работы дети дают пояснения к тому, что они вместе нарисовали. Затем психолог просит детей добавить в рисунок то, что может помочь им справиться со страхом.
4. Прощание. Детям предлагается закончит предложение: «Я не боюсь …»

И.В. Ганичева «Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».


Учить справляться со страхом, включает в себя элементы психогимнастики.

Способствует борьбе со страхом.

Снятие психоэмоционального напряжения.
6. Тема «Эмоции»
Цель: - Учить дифференцировать собственные чувства и эмоции, а так же чувства окружающих.
- Способствовать сплочению группы.
Ход занятия:
1. Приветствие. Дети становятся вкруг и поочередно произносят в адрес соседа слова приветствия: «Я рада тебя видеть, (Тимур)».
2. Упражнения «Различные чувства»
Психолог говорит: - Мы с вами познакомились ужу с различными человеческими чувствами. Научились выражать свои чувства. Давайте посмотрим картинки и постараемся определить, какие чувства испытывает мальчик. Психолог поочередно показывает карточки с изображением лица в разных эмоциональных состояниях. Дети объясняют, какие чувства испытывает мальчик.
3. Разыгрывание этюдов.
Психолог говорит – Сейчас я буду рассказывать сказку, а вы будите изображать героев сказки, после того, как услышите слова «вот так» (сказка И.В. Ганичева «Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» стр.41).
4.Прощание. Дети садят в кругу и, передавая друг другу предмет – символ (сердечко из ткани) высказывают пожелания.

И.В. Ганичева «Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».

Карточки с изображением различных эмоций.


Сплочение группы, создание положительного климата в группе.

Повторение ранее предложенных эмоций.

Включает в себя элементы психогимнастики. Способствует раскрепощению, выражению эмоции.

Создание положительного настроя.

Категория: Психология | Добавил: Tata
Просмотров: 239 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 22
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017