Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6610
» Новых за месяц: 396
» Новых за неделю: 80
» Новых вчера: 2
» Новых сегодня: 1



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Файлы » Русский язык

Развитие познавательных способностей учащихся и о критериях их оценивания
[ Скачать с сервера (14.8Kb) · Скриншот ] 20.02.2015, 14:50

Развитие познавательных способностей учащихся и о критериях их оценивания
Говоря о развитии познавательных способностей, следует иметь в виду и те критерий, которые позволили бы учесть продвижение в развитии, те приемы и способы, которые дают возможность выявить уровень познавательной деятельности каждого учащегося.
Современная методика русского языка пока что не располагает достаточными средствами для того, чтобы с необходимой точностью и надежностью учесть, оценить уровень развития познавательных процессов ученика. Однако, как нам уже известно, психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими уровень интеллектуального развития, является способность ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу. Если ученик правильно и достаточно самостоятельно выделяет составные части в рассказе, тексте учебника, формулировке правила, и наоборот, находит общее в разных частях, на основе анализа нескольких примеров сам делает нужный вывод, может привести новые примеры, иллюстрирующие усвоенное правило - все это свидетельствует о продвижении ученика в развитии.
Одним из существенных показателей развития является способность к усвоению приемов и их переносу (применению приемов в разнообразных, порой непривычных для ученика условиях). Так, например, ученику дается прием проверки написания –тся, -ться в глаголах с использованием грамматического вопроса и такого признака, как возможность или невозможность изменения времени глагола в данном предложении. Предлагается серия примеров, включающая и такие, в которых трудно поставить к глаголу на -тся, -ться грамматический вопрос , в результате чего ученики должны обращаться к новому для них приему- к проверке написания путем выявления изменяемости или неизменяемости глагольной формы в данном предложении (например: Мне не спится- Мне не спалось- -тся). Успешность применения приема к предложенным орфографическим задачам, количество правильных решений будет свидетельствовать, наряду с другими показателями, об уровне развития лингвистического мышления. Но уровень- это еще не продвижение. Для того чтобы зафиксировать изменения в развитии, происшедшие под действием обучения, необходимо сравнить успехи одних и тех же учащихся до и после использования тех или иных методов обучения.
Способность ученика к обобщению можно выявить путем упражнения на исключение лишнего слова в ряду. Даются, например, слова сгруппированные по семантическому или грамматическому признаку: мотоцикл, автомобиль, трактор, пароход; доч…, грач…, вещ…, рож…, ученик должен обнаружить признак, объединяющий три слова, и исключить слово, не имеющее этого признака. Вариантом аналогичного упражнения является продолжение рядов. Ученику дается два-три элемента: иду, идешь, …; быстрый, быстрого, … ; помидор, огурец, морковь, …; требуется определить принцип построения ряда и продолжить его, а если это замкнутый ряд, как первые два, то и завершить.
Способность выделить главное можно проверить на основе сюжетной картины, предложив ученику дать ей название и коротко передать самое главное в ее содержании.
Важным показателем критического мышления является уровень самостоятельности ученика при решении посильных для него задач. Немаловажно и то, как, насколько быстро ученик при затруднениях воспринимает помощь. Если он не умеет воспользоваться помощью со стороны и при очередных аналогичных затруднениях нуждается в такой же помощи, это обязывает учителя искать такие приемы работы, которые учили бы школьника анализировать, обобщать, думать. Познавательная деятельность всегда связана с ее мотивами, с интересами ученика.
Преобразующая роль знаний зависит не только от их осмысленности, подвижности, обобщенности и других специфических качеств, но и от того, с какой целью, во имя чего они приобретаются. Поэтому показателями интеллектуального развития является и связь познавательных процессов , выражающихся в добывании и применении знаний, с мотивами познавательных действии, с формированием познавательных потребностей.
Действующая в школе система оценок не отражает сдвигов в развитии познавательных процессов как внимание, память, мышление, воображение, но учитель в своей повседневной работе на уроках и вне урока должен учитывать не только объем и уровень знаний, умений, навыков, но и сдвиги в развитии ученика.
Для русского языка как учебного предмета критерии, учитывающие процессы развития, особенно важны, поскольку с обучением русскому языку эти процессы связаны в большей мере, чем с обучением другим предметам.

Категория: Русский язык | Добавил: ZHANNA-ZHENIS
Просмотров: 392 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017