Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6028
» Новых за месяц: 172
» Новых за неделю: 35
» Новых вчера: 6
» Новых сегодня: 2



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Файлы » Внеклассная раб.

«Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»
[ Скачать с сервера (61.0Kb) · Скриншот ] 21.08.2017, 14:58

Мастер-класс
«Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»

Фалько Наталья Викторовна, учитель-логопед МБОУ СОШ №28 г. Белгорода
Гурова Екатерина Николаевна, социальный педагог МБОУ СОШ №28 г. Белгорода


Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!


Одной из актуальных проблем в воспитании современных школьников является формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве.
В МБОУ СОШ №28 г. Белгорода сложилась система работы педагогов по формированию толерантного отношения учащихся к детям с ОВЗ. В течение 22 лет в школе успешно функционируют классы для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития. Более 100 учащихся с особыми образовательными потребностями смогли получить качественное образование, выбрать профессию и определиться в жизни.
В этом учебном году действует один класс (10 человек), в котором обучаются дети с ОВЗ (ЗПР). Также в школе инклюзивно обучается 11 детей-инвалидов и 23 ребенка с тяжелыми нарушениями речи, имеющих статус ОВЗ. Всего 44 ребенка.

Одним из условий реализации стандартов второго поколения является формирование толерантного отношения учащихся к детям с ОВЗ.

Ведущими направлениями работы в системе создания условий для формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве являются:
1. Создание нормативно-правовой базы, методического обеспечения
1 Создания нормативно-правовой базы.
2.Обобщение опыта, методическая копилка разработанных сценариев, тренингов и т.д.
2. Подготовка кадрового обеспечения:
1. Диагностика готовности педагогов с детьми с ОВЗ
2. Семинары школьного, муниципального, регионального уровня
3. Тренинги
4. Повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации
5. Посещение открытых уроков, занятий ДОП, классных часов
6. Оказание методической помощи молодым специалистам
7. Диссиминация актуального опыта 3. Диагностическое
Осуществление диагностики:
1. Уровня толерантности у учащихся к детям с ОВЗ
2. Адаптация детей с ОВЗ

4. Информационно-профилактическое
классные часы, уроки доброты в классах, в которых не обучаются дети с ОВЗ, родительские лектории др. 5. Развивающее
Совместная внеурочная деятельность детей с разными потребностями. 6. Взаимодействия учителя и специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ:
1.ПМПк
2.Индивидуальные маршруты
3. Индивидуальная и групповая работа с детьми, имеющими ОВЗ
4. Индивидуальная и групповая работа с родителями детей, имеющими ОВЗ

Все данные направления работы включены в план воспитательной работы школы, в планы работы педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда. Работа по созданию инклюзивного пространства курируется заместителями директора. В течение всего времени работает творческая группа в составе педагога-психолога, социального педагога, учителя логопеда, старшей вожатой, классных руководителей по реализации данного плана.

Целью нашего мастер-класса как раз и является демонстрация фрагментов вышеперечисленных направлений работы педагогов по формированию толерантного отношения учащихся к детям с ОВЗ.

Подготовка кадрового обеспечения:
1. диагностики готовности педагогов с детьми с ОВЗ;
2. семинары школьного, муниципального, регионального уровня;
3. тренинги;
4. прохождение курсов. Все педагоги школы прошли дистанционные курсы «Проектирование организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении в рамках ФГОС»;
5. Посещение открытых уроков, занятий ДОП, классных часов и т.д.;
6. Оказание методической помощи молодым специалистам;
7. Диссиминация актуального опыта.

Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче, необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Мы приглашаем Вас принять участие в тренинге для педагогов.

Упражнение «Волшебная лавка».
Цель: осознание собственных способностей и качеств
Процедура проведения: Уважаемые коллеги, просим Вас представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»:


терпение,
снисходительность,
расположенность к другим,
чувство юмора,
чуткость,
доверие,
альтруизм,
терпимость к различиям,
умение владеть собой,
доброжелательность,
склонность не осуждать других,
гуманизм,
умение слушать,
любознательность,
способность к сопереживанию.



Мы выступаем в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие.
Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но слабо выражены у этого участника.)
Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.
Ведущий: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть приобретенные Вами необычные «вещи» в волшебной лавке помогут в работе. Можно двигаться дальше.
Сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями детей с особыми образовательными потребностями
Упражнение «Портрет ребенка»
Цель: Понимание особенностей ребенка с особыми образовательными потребностями и способы работы с ним.
Участникам предлагается разделиться на 2 группы. Каждая группа получает задание рассказать об особенностях детей.
1. дети, имеющие задержку психического развития
2. дети, имеющие детский церебральный паралич
Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме. После представления группой своего «ребенка» все участники дают рекомендации по работе с ним.
Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

Диагностическая направление – определение педагогом-психологом уровня толерантности/интолерантности у учащихся, уровня адаптации детей с ОВЗ.
Информационно-профилактическое направление – создание условий для формирования толерантного отношения у учащихся и их родителей к детям с ОВЗ. Формами работы в данном направлении является проведение классных часов, уроков доброты в классах, в которых не обучаются дети с ОВЗ.
Мы продемонстрируем фрагмент классного часа, проведенного в 7 классе.

Упражнение 3. «Пройди дистанцию»
Цель: почувствовать на собственном опыте, что значит быть зависимым от другого человека, осознать свои жизненные роли и позицию в жизни.

Ребята, приглашаем к участию двух желающих. Договоритесь между собой, кто будет исполнять роль человека с нарушениями зрения, а кто – сопровождающего.
Ваша задача: человеку с нарушениями зрения необходимо выйти к доске и прочитать слова, выложенные из букв объемной магнитной азбуки.
Сопровождающему необходимо помочь выйти к доске учащемуся с завязанными глазами и сопроводить его на свое рабочее место. Обязательное условие: участника с завязанными глазами не трогать, а помогать передвигаться с помощью слов.

-А теперь расскажите о своих ощущениях.
(Ответы учащихся)
- Совершенно верно вы испытывали страх, неуверенность, плохую ориентацию в помещении.

- Легко или сложно Вам положиться на другого человека?
- Каково чувство ответственности за другого человека?
(Ответы учащихся)
-Ребята, трудно ли людям не имеющими возможность видеть приспособится к современной жизни?
(Ответы учащихся)

Остальные участники мастер-класса могут закрыть глаза и на небольшом листочке бумаги написать свои имена и отчества.
- Вы правы, достаточно тяжело перемещаться, нужно не только контролировать свои действия, но и отвечать за товарища. А человек с закрытыми глазами должен доверить свою жизнь и безопасность сопровождающему.

Упражнение №4 «Жесты»
Цель: развитие представления о других людях в результате сопоставления их с собой, воспитание уважения и принятия мира другого человека
Другой группе участников предлагается задание, в котором необходимо продемонстрировать общение с помощью жестов. Участникам дается карточка: Вы в воскресенье пришли в парк на аттракционы. Вам необходимо купить билет на «Колесо обозрения», на «Батут» и на «Автодром» используя жесты. Ручки и бумаги у Вас нет, батарея мобильного телефона разряжена

Ребята, мы все разные, но у всех у нас имеются одни общие права – это право на жизнь, право на индивидуальность. Все мы должны жить в мире и согласии, не унижая честь и достоинство окружающих нас людей. Принимать человека таким, какой он есть: успешный, красивый, здоровый или наоборот не справляющийся с какими-то трудностями, имеющий ограниченные возможности здоровья и т.д. Проявлять чувства уважения и терпимости ко всем людям. Все в наших руках. Только мы сами можем создать дружелюбную среду, в которой нам с вами будет комфортно.

Таким образом, с помощью применения игровых методов, предполагающих обратную связь, обмен чувствами достигаются необходимые результаты по формированию толерантности учащихся.

Развивающее направление – проведение совместной внеурочной деятельности детей с разными потребностями через такие формы работы как КТД, спортивные соревнования, творческие конкурсы, тематические классные часы.
При проведении перечисленных мероприятий в инклюзивных группах следует обратить внимание на типичные ошибки в действиях самого педагога: Гиперответственность, гиперучастие, псевдогуманизм.
Вопросы, которые нежелательно часто задавать в рамках одного занятия:
Как ты себя чувствуешь?
У тебя ничего не болит? Может отдохнешь?
Ты будешь это делать? Может посмотришь как делают другие?
Тебе будет сложно?
Ребята помогите Юре.
Юра, ребята тебя помогают?

Таким образом, мы показали некоторые фрагменты системы работы по формированию толерантного отношения учащихся и педагогов к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве

Категория: Внеклассная раб. | Добавил: ek_gurova
Просмотров: 108 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 20
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017