Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6029
» Новых за месяц: 170
» Новых за неделю: 19
» Новых вчера: 1
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Файлы » Всероссийский конкурс "Лучший молодой педагог"

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа "Волшебная страна"
[ Скачать с сервера (1.18Mb) · Скриншот ] 05.12.2016, 17:14

Пояснительная записка.

Целевые ориентиры современного дошкольного образования [19], которые заданы Федеральным государственным стандартами дошкольного образования (ФГОС) - это ребенок, обладающий установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе, он обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Ребенок, который способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет подчинять свое поведение социальным правилам и нормам.
ФГОС дошкольного образования определяет требования к психолого - педагогическим условиям реализации образовательной программы, дошкольной организации, которые позволяют обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. В связи с этим, в новом образовательном пространстве, для достижения целевых ориентиров в развитии, воспитании и образовании, одной из приоритетных задач психологического сопровождения, становится раннее выявление и коррекция эмоциональных проблем детей дошкольного возраста. Устранение эмоциональных проблем, обеспечивает охрану и укрепление психического здоровья ребенка. Благополучное развитие эмоциональной сферы дошкольников, помогает детям успешно адаптироваться к школьному обучению. В общении с одноклассниками дети свободно применяют коммуникативные навыки, проявляют инициативу при решении поставленных учебных задач, отличаются хорошей успеваемостью в целом.
Решение проблем эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является актуальной задачей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №21 «Звёздочка» (далее – МБДОУ ДСКВ №21 «Звёздочка»), что связано с социальными аспектами семей, чьи дети посещают детский сад. МБДОУ ДСКВ №21 «Звёздочка» расположено в микрорайоне временного жилья. Большая часть семей (52 wacko воспитанников проживают в комнатах общежитий. Это молодые семьи, семьи из стран ближнего зарубежья, малообеспеченные семьи, среди них есть и неблагополучные. Эти семьи имеют неудовлетворительные жилищные условия, так как проживают или в одной комнате, или совместно несколько семей в одном блоке. У детей отсутствует место для игры, уединения, а порой и отдельного места для сна, что вызывает раздражительность и порождает конфликты внутри семьи. Неудовлетворенность родителей социально-бытовыми условиями жизни, отражается на эмоциональном состоянии ребенка в целом.
Исследования категорий семей приведены в социальном паспорте МБДОУ ДСКВ № 21 «Звёздочка» (приложение 1).
В процессе наблюдения, было замечено, что эмоциональный фон таких детей характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Дети почти не улыбаются или делают это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. Иногда возникают проблемы в общении и установлении контакта.
Таким образом, возникла необходимость в углубленном диагностическом обследовании эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста и поиске эффективных средств её коррекции. В сентябре 2012 года была проведена первичная диагностика во всех группах старшего дошкольного возраста и охватила 69 детей, что составило 100% от общего количества детей 5-7 лет, посещающих детский сад. По результатам диагностического исследования было выявлено 35 детей (51 wacko с высоким уровнем тревожности. Эти дети в отличие от своих сверстников, негативно реагировали на какие-либо изменения в их жизни, постоянное ожидание неприятностей являлось ярко-выраженной чертой поведения. Наблюдения показали, что эти дети часто плачут, легко обижаются, иногда без видимой причины, много времени проводят одни, ничем не интересуются. При обследовании дети подавлены, не инициативны, с трудом входят в контакт. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство тревоги перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, они предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают правила поведения. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Детям с высоким уровнем тревожности была свойственно: низкая самооценка, высокий уровень нервно-психической напряженности, отсутствие умения дифференцировать и интерпретировать эмоциональные состояния сверстников. Всё это создавало трудности в усвоении образовательной программы детского сада.
Таким образом, при анализе результатов первичной диагностики, был создан психологический портрет целевой группы данной программы. Это дети, неуверенные в себе, склонные к сомнениям и колебаниям, робкие, тревожные. Они нерешительны, несамостоятельны, нередко инфантильны, повышенно внушаемы, мнительны. Опасаются других, ждут насмешки, обиды, не справляется с задачей в игре. При нормальном развитии высших психических функций, имеют низкий уровень усвоения образовательной программы дошкольной организации, по причине заниженной самооценки. Дети чувствуют себя одинокими, они замкнуты, малоактивны.
Анализируя причины тревожности детей, необходимо отметить способы общения родителей с детьми. Высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что - то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.
Дети с высоким уровнем тревожности, наблюдаются и в семьях с чрезмерной гиперопекой. Гиперопека, обычно, сочетается с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношением ребенка, с одним из родителей, обычно с матерью. Семьи, чьи дети участвовали в нивелировании тревожности, как правило, неполные . В этом случае общение родителя с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями - тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своей тревогой сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности [6]. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности – это требования со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
В связи с этим, возникла потребность в углубленном изучении данного вопроса и разработке коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы по нивелированию тревожности у детей старшего дошкольного возраста (далее – программа).
Изучая возможности развивающей среды, которая способствует эффективной коррекции тревожности детей, было обращено внимание, на то, что интерактивные стимуляторы сенсорного оборудования помогают усилить действие психологических приемов. Среда тёмной сенсорной комнаты позволяет создать эмоциональную обстановку положительной модальности, вызывает приятные, эстетически значимые ощущения, достичь состояния эмоционального комфорта.
Новизна программы заключается в использовании коррекционно-развивающих методов и приемов в условиях сенсорной комнаты, способствующих нивелированию тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы – нивелирование тревожности детей старшего дошкольного возраста в условиях интерактивной среды сенсорной комнаты.
Задачи программы:
1. Коррекция низкой самооценки детей, через развитие положительное отношение к себе и уверенности в своих силах.
2. Развитие умения идентифицировать и дифференцировать мимические выражения лица при разных эмоциональных состояниях.
3. Коррекция высокого индекса тревожности детей, путем обучения социально – приемлемым способам контроля над объектом тревоги.
4. Формирование чувства эмоционального комфорта и спокойствия, через снижение уровня эмоциональной напряженности у детей.
5. Повышение психологической информированности родителей в вопросах детской тревожности и ее последствий в формировании личности ребенка.

В основу программы были заложены следующие основополагающие принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции был одним из основополагающих при составлении программы – коррекционно-развивающая работа с детьми осуществлялась на основе проведенной диагностики тревожности.
2. Принцип системности и последовательности, заключается в планомерном и пошаговом включении тех или иных психологических приемов и средств в коррекционную работу.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа, заключается в нивелировании основных причин, вызвавших тревожное состояние ребенка, и обучении детей социально-приемлемым способам контроля объекта тревоги.
4. Принцип ориентации на будущее, данный принцип предполагает гармонизацию личности ребенка в будущем, через преодо¬ление тревожности в настоящий момент.
5. Принцип формирования субъективной позиции, предполагает учитывать потенциальные возможности детей стать субъектами деятельности, способными к совершению поступков, регулирующихся не внешними обстоятельствами, а внутренними целями. Данный принцип предписывает строить коррекционную работу как целостную деятельность ребенка, органически вписывающуюся в систему его повседневных жизненных отношений.
6. Принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие коррекционно-развивающей среды, через среду полифункциональное оборудование сенсорной комнаты.
7. Принцип интериоризации и опосредования эмоциональных представлений, основывающихся на обогащении и расширении знаний об эмоциях через проживания эмоций в игровых ситуациях и осознании необходимости их учета в снижении тревожности.
8. Принцип охраны интересов ребенка, т е. построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Всего в программу включены 35 детей имеющих:
- высокий уровень тревожности 74% - 26 детей:
- низкий уровень тревожности 26% детей – 9 детей.
Эффективность реализации программы зависит и от активного участия педагогов и родителей.
Критерии ограничения и противопоказания на участие детей старшего дошкольного возраста в освоении Программы:
1. Начало адаптационного периода (I неделя посещения детского сада)
2. Дети имеющие, средний индекс (уровень) тревожности не нуждаются в освоении данной программы.
3. Дети, которые проходит лечение различными медикаментозными препаратами.
4. Эпилептический синдром.
5. Дети младшего и среднего дошкольного возраста.
Методологической основой программы являются труды выдающихся отечественных и зарубежных психологов А.И. Захарова, Т.М. Титаренко, Л.С. Выгодского, А.Г. Рубинштейна Г.П. Лаврентьевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Т. Шишовой, А. Луговской К. Гольдштейн, З. Фрейд, К. Хорни.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на два учебных года. Начало реализации программы было положено в сентябре 2012 года, окончание программы ожидается в мае 2014 года. Содержание программы состоит из 4 блоков:
 блок 1 «Вводно-адаптивный». Знакомство детей с интерактивным оборудованием, техникой безопасности в сенсорной комнате и развитие у детей адекватной самооценки;
 блок 2 «Подготовительный». Обучение детей интерпретации и дифференцировании эмоциональных состояний сверстников;
 блок 3 «Основной». Обучение детей социально-приемлемым способам контроля причин тревожности;
 блок 4 «Заключительный». Снятие эмоционального напряжения у детей. Формирование чувства эмоционального комфорта, эмоционального спокойствия.
Каждый блок направлен на реализацию одной из задач программы.
В 2012-2013 учебном году дети освоили I и II блоки. В 2013 - 2014 учебном году планируется освоение III и IV блоков.
Программа рассчитана на 60 занятий по 25-30 минут. Каждый блок включает серию занятий, количество которых может варьироваться от степени освоения детьми программы (приложение 2).
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Сформировано положительное отношение к себе, уверенность в своих силах у 83% детей.
2. Развито умение различать и определять мимические выражения лица при разных эмоциональных состояниях у 42% детей.
3. Сформированы социально-приемлемые способы контроля причин тревожности у 100% детей.
4. Снижен уровень эмоционального напряжения у 86% детей.
5. Повышена информированность родителей в вопросах детской тревожности и ее последствиях в формировании личности ребенка.

Категория: Всероссийский конкурс "Лучший молодой педагог" | Добавил: metod52
Просмотров: 125 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017