Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6029
» Новых за месяц: 170
» Новых за неделю: 19
» Новых вчера: 1
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Файлы » Всероссийский конкурс "Радуга талантов"

Голосо-речевые тренинги (Мастер-класс)
[ Скачать с сервера (23.7Kb) · Скриншот ] 20.01.2016, 17:35

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»

Голосо-речевые тренинги
(Мастер-класс)



Исаченко Татьяна Викторовна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Центр детского творчества»
пгт. Яя ул. Школьная,5

2016

.
1. Пояснительная записка
Тема: Голосо -речевые тренинги
Артист должен явиться на сцену
во всеоружии, а голос- важнейшая
часть его творческих средств
К.С.Станиславский

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения голосо -речевого тренинга.

Задачи:
• Формировать способность к импровизации.
• Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
• Воспитывать навыки коллективной работы.
• Развивать возможности собственного голоса.
• Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.
• воспитать свое слуховое внимание
• сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь

Для работы необходимы следующие материалы и инструменты: стулья,.

2.Ход мастер-класса
2.1Организационный момент
Здравствуйте гости сегодняшней встречи. Я очень рада видеть Вас! Вы присутствуете на мастер-классе, тема которого: «Голосо-речевые тренинги». Искусство чтеца ,актера –это искусство речевого взаимодействия ,которое складывается из целого ряда элементов внутренней и внешней техники, органично взаимосвязанных друг с другом. Невозможно действовать, не владея сосредоточенным вниманием ,мышечной свободой, восприятием, оценкой, отношением ,внутренним видением ,навыком внедрения своих видений в сознание партнера, зрителя, художественной перспективой .Так точно нельзя говорить о мастерстве речевого взаимодействия ,если голосо-речевой аппарат воплощения не способен передать всю тончайшую внутреннюю жизнь творящего на сцене чтеца, актера . И внутренняя и внешняя техника речевого взаимодействия одинаково значительны в искусстве чтеца и актера .Человек , не владеющий техникой звучащего слова ,испытывает психические и физические перегрузки ,пытаясь достичь желаемого результата в процессе выступления .Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества. Известно, что на интуицию откликается только то, что натренированно .Значит, надо развивать природные голосо-речевые данные, обогащать палитру выразительных средств речи до такой степени ,чтобы аппарат воплощения был рабски подчинен внутренним приказам творящего человека

2.2 Теоретическая часть
Голос должен ласкать не только слух, но и душу зрителей. Часто актер или чтец, начиная говорить громче, четче, медленнее напрягает голосовой аппарат. При напряжении искажается тембр, пропадает благозвучие, эстетика звучащего слова. И к чему тогда и сила ,и гибкость, и выразительность голоса, если «душа и ухо слушателя не принимает его»
Надо знать о том ,что восприятие речи- это не только слуховой ,но и слухо-мышечный процесс. Мы воспринимаем речь не только органами слуха ,но и мышцами голосо-речевого аппарата ,который непроизвольными микродвижениями дублирует речь говорящего.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки
Атака, или начало звучания, -это момент установки голосовых связок на определенный тон или характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи. Различают три вида атак :придыхательную, твердую и мягкую.
Для придыхательной атаки характерно начало выдыхания и воздуха до того ,как сомкнуться связки Не использованный в фонации «дикий»воздух слышится в речи. Голос тускнеет, быстро утомляется.
При твердой атаке, когда связки до начала выхода слишком плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим»,малоподвижным. Перенапряженные связки быстрее изнашиваются.
Мягкая атака, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Естественно ,сближенные и свободно колеблющиеся связки рождают плавный звук без придыхания или резких толчков. Чтобы добиться свободного звучания голоса с мягкой атакой ,вашему вниманию предоставляются ряд упражнений построенных по типу стона .Стон –это свободный ,беспрепятственно льющийся звук.
2.3Практическая часть
Упражнение «Стон»
Спокойно напряженье снять,
Свободно ,мягко зазвучать
И отыскать удобный тон
Поможет упражненье «стон»
Вообразите ,что у вас слегка побаливает горло, или голова ,или просто ощущается усталость. Возникла потребность «постонать»,и вы на звуке «М»тихо стонете. Губы слегка сомкнуты, мышцы шеи ,плеч, лица, рук, свободнее. Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз. Запоминайте ,это мышечное чувство свободы ( хочется спать).Не дремлет только дыхание .Оно действует-стонет. Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свою середину « центр» голоса.( тон, на котором особенно ровно и свободно звучит голос)
Подключайте к согласному М гласные звуки А, О, У,Э, И, Ы.
МммАммОммУммЭммИммЫмм
Упражнение «Коварное «ам – ам » Больны. Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно на стоне : Мам , а мам ( напоминая) .
Затем,с более активной просьбой: Мам ,а мам! ( Она не откликается) Еще активнее звучит фраза –приказом ,требованием АМ-АМ!Мам !
В этом упражнении в первом случае «Воздух сам вытекает в природу»,во втором –«с силой выгоняется »,в третьем –«рывками выталкивается »
Упражнение «Собака».
Вообразите ,что вы стали …собакой .Жарко ,скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи.Клонит ко сну. Вдруг скрипнула садовая калитка .Неожиданная радость : вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: Ав-ав! Не «облаивайте »зло своего друга. Подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий ; «облаять»и «подать голос»В первом случае –эмоция злости ,ведущая к твердой атаке ,которую следует избегать. Во втором –эмоции радости и легкого удивления ,ведущие к мягкой атаке звука. Значит ,в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия:
1.не имитировать «собаку»,т.е не искажать тембр своего голоса;
2. «подлаивать» на мягкой атаке ;
3. упражнение сопровождать положительными эмоциями ,зная о том ,что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо - речевой аппарат.
А теперь сосчитайте ,сколько в аудитории стульев, хватит ли всем : ав-ав-ав-ав-ав-ав. Обязательно включите руку ,которая подчеркивает счет стульев. Успевайте и в быстром темпе непременно «подлаивать».Этим тренируется третий вид выдыхания ( когда воздух «рывками выталкивается »
Упражнение «В пляс»
Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей ,чтобы они пустились в пляс : Гоп-ляля! Гоп-ляля !гОп!гОп!гОп!Гоп-ляля!гОп-ля-ля!гОп! гОп!гОп!гОп!Гоп-ляля!гОп-ля-ля!гОп!
Звуки междометий летят весело, свободно, как бы «подбрасываемые» диафрагмой вверх-в головной резонатор, но на низких тонах голоса.
Упражнение «Гудок»
Слитно ,как гудок тяните гласный :УУУУУУУУУУУУУ(Гудок)не громкий ,без напряжения голосового аппарата ,губы находятся в положении «хоботка».Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание :
Ууу ОуууАуууЭуууИуууЫуу.
Упражнение «У зубного врача »
Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать ,когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда !
Два часа ждать ? Ерунда
Есть характер ,воля есть
Раз нельзя -не стану есть .
Активная «артикуляция» диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки ,в мягкой атаке, «опоре» звука. Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом . «Это первый и непременный этап. Действительно ,от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук ,неверно атакованный ,позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке –таким будет и все звучание голоса »
Итак ,запомним:
Избави бог на «твердой » говорить
При напряжении нельзя творить.
В атаке мягкой голос –зарожден-
Ты, говорящий ,будешь награжден:
Твой голос передаст и мысль ,и чувства ,
И действия, что главное в искусстве

Заключение
Все, из представленных в данной методической разработке, тренингов были успешно апробированы на занятиях по актёрскому мастерству программы «Театральное искусство».Спасибо за внимание.

Список литературы
1. Кипнис М. Актёрский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов. М.Кипнис- М.:АСТ Москва 2008.-249с
2. З.В. Савкова Удивительный дар природы.З.Г.Савкова-Санкт-Петербург 2009. -202с

Категория: Всероссийский конкурс "Радуга талантов" | Добавил: STV1501
Просмотров: 325 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017