Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 5706
» Новых за месяц: 2316
» Новых за неделю: 577
» Новых вчера: 101
» Новых сегодня: 75



Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Файлы » Всероссийский конкурс "Радуга талантов"

Образовательная программа "Театральное искусство"
[ · Скриншот ] 24.01.2017, 13:37

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»

Дополнительная образовательная программа
«Театральное искусство»
Художественно-эстетическая направленность
( предназначена для детей от 6-18 лет на 3 года обучения)

Составитель: Исаченко Татьяна
Викторовна педагог доп образования


Яя 2009

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Театральное искусство» относится к художественной направленности. Составлена программа в 2006 году. Для составления данной программы использованны рекомендации известных театральных деятелей: Э.Г Чуриловой, Ершовой. Программа прошла этап адаптации на детях сельской школы в 2007 году, дополнена и переработана в 2008году. Рецензированна в 2009 году, заведующей кафедрой проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО, кандидатом педагогических наук О.С Кононенко.
В настоящее время в педагогической практике, как и в других областях деятельности, идет активный поиск путей и методов, которые бы позволили раскрыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить свои творческие способности, проявить себя наиболее полно и эффективно. Театр как вид искусства предоставляет такие возможности для раскрытия творческого начала человека. Театральная деятельность в дополнительном образовании – это творчество игры и представления, которая развивает гармоничную личность обучающегося и является составной часть эстетического обучения и воспитания. Театр имеет собственную образовательную силу, так как активно формирует эмоционально-ценностное отношение человека к миру, обществу, самому себе. Театральное искусство в системе эмоционально-художественных образов создает целую картину мира в единстве мысли и чувства, это вид творчества, постижение которого доступно детям с самого раннего возраста. Искусство театра развивает в личности отнюдь не только «специфическую», т.е. художественную, но и «всеобщую», универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности. Для этого созданна дополнительно – образовательная программа «Театральное искусство» для детей школьного возраста. Содержание программы ориентировано на знакомство с выразительным языком театрального искусства, который закладывает основу формирования навыков восприятия, понимания и толкования действий, из которых складываются поступки человека. Обучающимся предоставляется возможность научиться анализировать действия и поступки героя, и логику поведения в зависимости от предлагаемых обстоятельств. Программа основана на принципах реалистического театра школы переживания ( Станиславский)и на современном понимании «Метода физических действий и потребностей - информационной концепции личности». «Коллективность» в театре, является важнейшим фактором, так как совместная деятельность в театре мотивирует ребят осуществлять взаимообусловленные действия - каждый из участвующих в игре зависит от того, что было сделано, или сказано другими, предыдущими, а они и каждый следующий одновременно имеют достаточно свободы, чтобы проявить себя. Тем самым в театральных развивающих играх, этюдах, сценах, постановках формируется творческая мобилизованность, смелость, доверие к вниманию товарищей, и собственное внимание и уверенность в своих способностях. «Абстрактное мышление», большая роль которого раскрыта в грудах В.В. Давыдова, - обеспечивает наиболее эффективно для художественного воспитания только в коллективной работе самих детей. Именно сравнение, сопоставление и противопоставление выводов, соображений и идеи разных ребят, может стать ключом для формулировки преподавателем запланированного вывода, тем самым данные выводы становятся субъективным достоянием ребенка. Особую роль для художественного воспитания ребенка имеет «практика» - собственная практика ребенка, его предметная деятельность. Театр является именно таким местом, где ребенок может иметь данную практику. На занятиях по программе «Театральное искусство» ребенок имеет возможность высказать свое мнение и осуществить свой замысел, тем самым, раскрывая свою индивидуальность. Такие занятия обеспечивают детям продвижение к вершинам художественной культуры и вносят свой незаменимый вклад во все накопленные и полученные знания и умения в процессе работы теат¬ра выливаются в результаты совместного творчества. Педагог, включаясь в совместную с ребятами театральную деятельность, направляет её, мотивируя ребят на авторское творчество, создание неповторимых творческих работ в области актерского мастерства и режиссуры, в этом я вижу новизну программы и её педагогическую целесообразность. Главная задача педагога вовсе не в том, чтобы помочь детям стать будущими актерами в том, чтобы помочь им в формировании своего нравственного идеала.
Цель программы:
Создание условий для воспитания нравственных качеств личности учащихся, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие
1.Обучить приемам пластической выразительности, исполнению усложненных форм ритмического рисунка.
2.Приобрести навыки коллективной творческой работы.
Развивающие
1.Развить произвольное внимание исполнительского мастерства, речевую культуры у учащихся, посредством специальных упражнений на постановку дыхания, дикции, интонирования голосом.
2. Развить эстетические способности детей.
3.Формировать представление об образе героя в театре.
4.Формировать представление о выразительных средствах театрального исполнительского искусства
Воспитательные
1.Воспитать доброжелательное и терпеливое отношение друг к другу.
2. Воспитать качества, необходимые для взаимодействия с партнером, для работы в группе.
3. Воспитать актерскую индивидуальность исполнения.

Программа «Театральное искусство» рассчитана на три года обучения для детей от 6 до 18 лет.
Сроки реализации образовательной программы:
1год обучения-2раза в неделю по 2 часа ,в год – 144 часа .
2год обучения-2раза в неделю по 3 часа ,в год – 216 часа .
3год обучения-2раза в неделю по 3часа ,в год – 216 часа .
Программой предусмотренны индивидуальные занятия для одаренных детей.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу,в год 36 часов .
Описание форм и методов проведения занятий:
Дети 1-го года обучения знакомятся с азами театрального искусства, овладевают умением ориентироваться в пространстве и времени: элементами сценического движения и пластики, знакомятся с понятием темпо-ритм. создают пластические этюды, овладевая умением при помощи своего тела выражать свои мысли, идеи, концепции. Особое внимание уделяется работе со словом, дикцией, формированию умения владеть словесным действием, используется речевой тренинг, звуковые, артикуляционные и дыхательные упражнения. Осуществляется работа со скороговорками, и используются звуковые игры, способствующие артикуляционной и дыхательной чистоте.
Основой занятий первого года обучения являются театральные игры, что позволяет педагогу, с одной стороны:
-учитывать возрастные особенно¬сти детей;
- «идти от ребенка».
С другой стороны:
- способствовать форми¬рованию важнейших умений и психологических предпосылок.Умение формировать свою двигательную активность развивается во время подвижных игр ("Ветерок", "День и ночь"), когда необходимо в нужный момент прекратить движение и затем снова продолжить;
-умение действовать в соответствии с правилами, указаниями ("Зо¬лотые ворота", "Выйду ль, выйду ль я на новый на крылец...") способству¬ет формированию навыков осуществлять свою деятельность "пошагово" и оценивать ее;
-особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесе¬ние, целенаправленное высказывание занимают центральное место.
Большое внимание на первом году обучения уделяется работе над сказкой, которая присутствует на каждом занятии. Это рассказывание сказки педагогом (наблюдение исполнительского мастерства), обсуждение, пере¬сказ детьми (сюжет, логика событий, герои), инсценирование отдельных сцен, этюды по мотивам сказки. Во время такой работы формируется умение слушать и понимать друг друга, а также совершается переход от внешней активности (физическая подвижность) к внутренней активности (воображение, представление, восприятие, суждение). Дети должны научиться отличать понятие «театр» как здание и «театр» как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. Должны научиться одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.
Дети 2-го года обучения изучают актёрское мастерство.
Театрально - исполнительская деятельность ребят разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить только, только отталкиваясь от задания, канвы, текста. Ребята знакомятся с влиянием истории, среды, условий, ситуации, характеров на логику поведения персонажа. Событие как столкновение характеров в определенных условиях жизни и сценического воплощения становится основным элементом освоения. Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания: шумы по ремаркам; первые реплики героев; монологи; лотка действия в диалоге; обыгрывание элементов костюма; логика поведения и костюм; истории и задумки при воплощении драматического сюжета; этюды по пьесе - эскизное изучение материала; импровизация в заданных (предлагаемых) обстоятельствах. Практическим этапом является подготовка целого спектакля. Особенностью второго года обучения является переход от театраль¬ных игр к развивающим упражнениям, тренингу. В отличие от игры, со свойственной ей свободой проявления ребенка, упражнения являются бо¬лее нацеленными по своему развивающему воздействию.
Вводятся элементы речевого тренинга:
-упражнения на дыхание: вдох, пауза, выдох; долгий выдох на счет и т. д.;
-постановка голоса: гласный и согласный звукоряд, упражнения на звуковысотность голоса, силу звука, четкость произношения.
Литературным материалом служат скороговорки, четверостишия, по¬словицы и поговорки, считалки, специально подобранные словосочетания (добрый-бодрый). Углубляется работа над пластической выразительностью движений (плавность и непрерывность), усложняются хороводы. Универсальность ритма обусловлена особым вниманием к ритмичес¬ким упражнениям. Рассматривается присутствие ритма в музыке, стихотво¬рениях, движении, орнаментах, архитектуре. Использование упражнений позволяет более дифференцированно развивать речевые, пластические данные ребенка, обучать более сложным формам исполнения. К концу второго года активно используется такая форма, как работа в парах (тренинги на словесное действие и противодействие персонажей), что может являться пропедевтической работой к освоению этюдного метода. В качестве драматургической основы наряду с народными сказками начинается использование басен.
Дети 3-го года обучения работают над созданием образа.
На третьем году обучения делается акцент на индивидуальном испол¬нении. Девиз года - "делаю я в рамках общего замысла", "исполняю роль в общем замысле". Структура занятий видоизменяется, к освоенным формам тренинга добавляются элементы формы "репетиция". Репетиция требует более осознанного отношения к замыслу, к спо¬собностям оценивать точность его реализации, к правильности отбора вспо-могательных средств и средств выразительности. В тематический план включаются теоретические занятия. Активно ис¬пользуются методы обсуждения, беседы. Предполагается, что к концу тре¬тьего года обучения учащиеся осваивают и могут использовать театральные понятия и термины: этюд, сцена, костюм, действие, пауза, жест, событие, исполнитель, зрители.
В качестве драматургического материала наряду с народными сказка¬ми используются басни и литературные сказки. Возрастает необходимость посещения профессиональных театров, как с целью проведения экскурсий (например, в костюмерный цех), так и просмотра спектаклей, что необхо¬димо для более качественного освоения темы "Образ героя". Учитывая возрастные особенности учащиихся при развитии исполнительс¬ких умений и навыков, упор делается на словесном действии (просить, утверждать, умолять, упрекать и т. д.) Слово раскрывается детям как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Реализовать полученные знания, умения и навыки дети могут в практи¬ческой деятельности по подготовке к занятиям-концертам.
Ожидаемые результаты:
К концу первого года обучения учащиеся, как правило,
знают:
- элементы сценического движения и пластики;
- понятие ( темп и ритм);
-пластический этюд;
-упражнения на развитие артикуляции.
владеют:
-навыками правильного дыхания и дикции;
- навыками выразительного чтения;
-навыками пения , чтения в микрофон;
- навыками игры в постановке.
умеют:
- выступать на сцене;
-слушать и понимать друг друга;
- инсценировать отдельные сцены сказки.
К концу второго года обучения учащиеся, как правило,
знают:
-основы импровизации;
- элементы сценического движения и пластики;
- понятие ( темп и ритм);
- пластический этюд;
-упражнения на развитие артикуляции;
владеют:
-навыками правильного дыхания и дикции;
- навыками выразительного чтения;
-навыками пения , чтения в микрофон;
- навыками игры в музыкальном спектакле;
- навыками импровизации-игры
-навыками художественной и сценической выразительности исполнения.
умеют:
- выступать на сцене;
-слушать и понимать друг друга;
- инсценировать отдельные сцены сказки;
- работать в парах;
К концу третьего года обучения учащиеся, как правило,
знают:
-основы импровизации;
-- элементы сценического движения и пластики;
- понятие ( темп и ритм);
- пластический этюд;
-упражнения на развитие артикуляции;
- понятия и термины: жанр, драма, трагедия, комедия, опера, мюзикл, оперетта.
владеют:
-навыками правильного дыхания и дикции;
- навыками выразительного чтения;
-навыками пения , чтения в микрофон;
- навыками игры в музыкальном спектакле;
- навыками импровизации-игры
-навыками художественной и сценической выразительности исполнения;
-навыками индивидуального испол¬нения;
-навыками постановкой пластических этюдов.
умеют:
- самостоятельно выбрав материал, чтобы воплотить его на сценической площадке;
- умеют управлять интонацией голоса,
- выступать на сцене;
-слушать и понимать друг друга;
- инсценировать отдельные сцены сказки;
- работать в парах;
Формой подведения итогов по образовательной программе выбран: спектакль, участие в областных, международных, всероссийских конкурсах,фестивалях.
Критерии и формы оценки качества знаний
Программой предусмотрены формы контроля:
-анкетирование;
-тестирование;
Эфективным способом проверки реализации программы является итоговая творческая работа каждого обучающегося ( проза, стихотворение, монолог).
Результат обучения прослеживается в творческих достижениях (грамоты, дипломы грант) обучающихся, в призовых местах на конкурсах и фестивалях. Свидетельством успешного обучения являются портфолио обучающихся, сформированные из дипломов, грамот.



Учебно-тематический план

№пп Наименование разделов, тем Количество часов
1 год 2 год 3 год
Вводное занятие 2 3 3
I Основы театрального искусства 10 9 9
Тема: Театр снаружи и изнутри 2 - -
Тема: Виды театрального искусства 2 - -
Тема: Рождение спектакля 2 3 3
Тема: Особенности театрального искусства 2 3 3
Тема: Культура поведения в театре. 2 3 3
II Актёрское мастерство 24 48 42
Тема: Внимание 8 18 18
Тема: Освобождение мышц 8 15 12
Тема: Воображение 8 15 12
III Пластика 32 60 57
Тема: Координация движения 8 15 12
Тема: Освоение пространства 8 12 12
Тема Музыка в движении 8 12 12
Тема: Создание образа 8 21 21
IV Работа над спектаклем 76 96 105
Тема: Этюды 16 24 24
Тема: Сцендвижение 10 21 24
Тема: Работа над текстом 22 18 18
Тема: Репетиция на сцене 20 24 27
Тема: Изготовление костюмов и реквизита 6 6 9
Заключительное занятие 2 3 3
Итого: 144 216 216

Содержание программы 1 год обучения

Вводное занятие – 1 ч.
Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
Ознакомительная беседа о театральном искусстве.Игра «Импровизированный спектакль ». Инструктаж по технике безопасности на занятиях в театральной
студии.
Раздел 1. Основы театрального искусства– 10 ч.
Тема 1.
Театр снаружи и изнутри – 2 ч.
Практика: Поездка в театр.
Тема 2 .
Виды театрального искусства -2 ч.
Беседа о видах театрального искусства . Просмотр видеоматериала, спектакля, мюзикла.
Тема 3.
Рождение спектакля - 2ч.
Беседа «Как рождается спектакль». С чего начинается театр? Создатели театра.
Практика : Игра – перевоплощение .
Тема 4.
Особенности театрального искусства-2ч
Практика
Театральное время. Лента времени.
Тема 5.
Культура поведения в театре-2ч
Практика
Театральная эстетика. Путешествие на машине времени.
Древнегреческая культура и древнегреческий театр
Раздел 2.
Актёрское мастерство-24ч.
Тема 1.
Внимание – 8 ч.
Практика
Что такое внимание. Значение внимания для актера. Зрительное внимание (тень, поза). Слуховое внимание (пограничники и контрабандисты). Осязательное внимание (телефон).
Игры на развитие внимания: живой телефон, след в след, воробьи – вороны, запомни фотографию, дружная семейка,зеркало, кто во что одет,тень.
Тема 2.
Освобождение мышц -8 ч.
Как владеть своим телом. Зачем для актера нужно умение владеть своим телом.
Практика:
Игры на развитие двигательных способностей: Змейка. Лесная поляна. Колокольчики. Запрет. Кто сильнее.
Тема3.
Воображение -8 ч.
Что такое воображение. Значение воображения для актера.
Практика:
Игры на развитие воображения: Я скульптор, а моя рука – глина. Замороженный. Суета. Диалог с ногами. Переход. Скульптор лепит звук. Жизнь бабочки, котенка, птицы. Пантомима. Рассказ-картинка. Рассказ наоборот. Предложения из слов. Три предмета.Таинственные коробочки.
Этюды на основные эмоции: радость, гнев, грусть, милосердие, сострадание, отвращение, страх, ссора, обида, усталость, встреча.
Этюды на вежливое поведение: разговор по телефону, просьба, благодарность, сочувствие, понимание, угощение, знакомство.
Раздел – 3.
Пластика– 32ч.
Тема 1.
Координация движения – 8 ч.
Что такое вестибулярный аппарат. Как научиться координировать свои движения.
Практика-8ч
Пластическая импровизация «Я - зернышко».
Игры – импровизация по сказкам (теремок, курочка Ряба, кошкин дом, красная шапочка).
Упражнения: по коррекции осанки, коррекции походки, на развитие гибкости и силы (различные виды отжиманий), подтягиваний, приседаний, наклонов, прогибаний, поворотов, парные, со всевозможными видами сопротивления партнёра, локомоторные, на развитие прыгучести, статистические,волевая гимнастика; упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, упражнения, совершенствующие координацию движений, развивающие умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой,сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям(противовращения различных частей тела, упражнения циклического характера, поочерёдные упражнения).
Тема 2.
Освоение пространства – 8 ч.
Что такое освоение пространства. Что оно значит для актера.
Практика :
Упражнения: Ветряная мельница. Миксер. Пружина. Гусиный шаг
Тема3.
Музыка в движении-8ч.
Как музыка помогает создавать тот или иной образ на сцене. Для чего нужна музыка в театре.
Практика: Игровые упражнения. Опаздывающее движение. Музыкальная шкатулка. Обезьянки. Японская машинка. Хлопки. Алфавитная машинка. Музыкальные этюды. Импровизации на музыкальную тему.
Тема 4.
Создание образа - 8 часов.
Что такое костюм для актера. Грим. Виды грима: Обычный, эстрадный. Характерный. Абстрактный. Образ - что это?
Практика:
Игры на развитие фантазии: Таинственные коробочки. Три предмета. Воодушеви предмет.
Раздел 4.
Работа над спектаклем – 76ч.
Тема1
Этюды– 16 ч
Этюдная работа на материале пьесы.
Практика: невидимая нить, взрыв, большое зеркало, жизнь бабочки, поваренная книга.
Тема 2
Сцендвижение -10ч.
Практика:
Игры: догони тележку, кошечка, кенгуру, индийский танец, черепаха, метроном.
Тема 3
Работа над текстом – 22 ч.
Ритмическая основа стихотворения.
Практика: Скороговорки, речевые тренинги, дыхательные упражнения, звуковые игры ,упражнения для резонирования ,артикуляционная гимнастика,
гимнастика для губ: (пятачок, свечи, часики, уколы, колокольчик ).
Тема 4:
Репетиция на сцене - 20 ч.
Практика: Тренинг на снятие зажимов, раскрепощение, расслабление, напряжение. Постановочная работа: подготовка миниатюр, небольших тематически сценических композиций. Выбор материала.
Тема 5.
Изготовление костюмов и реквизита – 6 ч.
Практика: примерка костюмов, изготовление декораций.
Заключительное занятие –2ч.

Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие – 3 ч
Инструктаж по технике безопасности на занятиях в творческом объединении.
Беседа о театральном искусстве.
Игры: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф»
Этюд: «Импровизированный спектакль ».
Раздел 1
Основы театрального искусства– 9 ч
Тема 1
Рождение спектакля - 3ч
Рассказ, как рождается спектакль:
Практика
Тренинг: мы актёры.
- создатели театра
-спектакль, зритель, актёр .
Тема 2
Особенности театрального искусства-3ч
Практика
Театральное время. Лента времени.
Тема 3
Культура поведения в театре-3
Практика
Путешествие на машине времени.
Древнегреческая культура и древнегреческий театр.
Раздел 2.Актёрское мастерство - 48ч
Тема 1. Внимание – 18 ч
Практика
Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания
Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Тема 2
Освобождение мышц -15 ч
Практика
Как владеть своим телом. Зачем для актера нужно умение владеть своим телом.
Тренинг на развитие двигательных способностей:
Пластилин. Снег, Воздушный шар. Пружина
Тема 3
Воображение -15 ч
Практика
Собери картину и составь рассказ
Заверши рассказ
Заверши картинку
Придумай историю
Загадай-ка
Раздел – 3
Пластика – 60 ч
Тема 1
Координация движения – 15 ч
Практика
Что такое вестибулярный аппарат. Как научиться координировать свои движения.
Пластическая импровизация Прыжок на столбике. Горная река. Верёвка. Стена Нитка-Иголка. Прыжок в точку. Бросок камня.
Тема 2.
Освоение пространства – 12ч
Практика
Тренинг: Скульптор и материал. Повтори позу. Я-воздушный шар. Клякса
Обезъянки. Цирк. Дополни меня .
Тема 3.
Музыка в движении– 12 ч.
Практика
Музыкальные этюды, импровизации на музыкальную тему.
Как музыка помогает создавать тот или иной образ на сцене. Для чего нужна музыка в театре.
Игры: Ветрянная мельница. Миксер. Пружина. Тележка. Кенгуру.
Тема 4
Создание образа - 21 часов.
Практика
Костюм для актера. Грим. Виды грима: Обычный. Эстрадный Характерный. Абстрактный.
Тренинг: Ожившая картина. Мастерская чувств. «Если бы я был »
Раздел 4
Работа над спектаклем– 96 ч.
Тема 1
Этюд – 24 ч
Практика
Клей. К нам приехал цирк. Потеря. В театре. На уроке. Воровство. Ищущий человек. Рассеянный человек. В детском саду. В зоопарке. На уроке .В магазине.
Тема 2
Сцендвижение -21ч
Практика
Этюд: Зеркало. Морской художник. Я-круглый. Полёт.
Импровизация: Полет в страну фантазия. Опаздывающее движение. Белое-черное. Змейка.
Тема 3
Работа над текстом – 18 ч
Практика
Скороговорки: сложные - простые
Речевые тренинги .Артикуляционная гимнастика ( язык, губы, щеки , глотка)
Упражнения:
Шпага. Жало. Чашечка. Качели. Горка. Цоканье. Поглаживание. Пулемет.
Дыхательные упражнения (резонаторный массаж)
Освобождение челюстей от зажимов. Упражнение: Ямки. Ленивый алфавит. Кивающая голова.
Тема 4
Репетиция на сцене - 24 ч
Практика
Тренинг. Напряжение-расслабление. Расслабление по счету. Перекат напряжения. Зажимы по кругу. Упор. Огонь-лёд.
Тема 5
Изготовление костюмов и реквизита – 6 ч
Практика
примерка костюмов, установка декораций.
Заключительное занятие – 3ч

Содержание программы
3 год обучения
Вводное занятие – 3 ч.
Инструктаж по технике безопасности на занятиях в творческом объединении.
Беседа о театральном искусстве.
Тренинг.Все творцы , но не все артисты.
Этюд:
Раздел1
Основы театрального искусства– 9 ч
Тема 1
Рождение спектакля - 3ч
Практика
Создатели спектакля.Актёр и режиссер
Тренинг.
Тема 2
Особенности театрального искусства-3ч
Практика
Театральное время. Лента времени.
Тема 3
Культура поведения в театре-3
Практика
Путешествие на машине времени.
Древнегреческая культура и древнегреческий театр.
Раздел 2
Актёрское мастерство - 42ч
Тема 1.
Внимание – 18 ч
Практика
Упражнение.Нос,нос,рот. Сыщик. Корзина с цветами. Живой лабиринт.Солнце, заборчик, камешки. Тропинка, Опечатка в учебнике. Подражание.
Тема 2
Освобождение мышц -12ч
Практика
Как владеть своим телом. Зачем для актера нужно умение владеть своим телом.
Упражнение на развитие двигательных способностей:
Групповаяскульптура.Десятьмасок:(страх,злость,смирение,плач,презрение,равнодушие,боль,сонливость,прошение,любовь).Десятьсекунд.Зажимыпо кругу.Импровизация движения со словом.
Тема 3
Воображение -12 ч
Практика
Упражнение.Волшебное зеркало.Найди сходство.Изобретение.Треугольные очки.Фантазёры.Антивремя.Воображаемая картина.Воображаемый карандаш.

Раздел – 3
Пластика – 57ч
Тема 1.
Координация движения – 12 ч
Практика
Пластическая импровизация.Ритм в природе,в музыке ,в нас .Японский сад.Повтори позу.
Пластилиновые упражнения.
Этюды:Если бы я был …Скульптор и материал .На льду.
Тема 2
Освоение пространства – 12ч
Практика
Этюд.Морской художник.Новогодняя конфетка.Зеркало.Самолет.
Импровизация.Я-животное,растение,насекомое.Я-великан,робот,машина,Я-круглый,толстый,острый,горячий.
Тема 3
Музыка в движении– 12 ч
Практика
Музыкальные этюды, импровизации на музыкальную тему.
Как музыка помогает создавать тот или иной образ на сцене. Для чего нужна музыка в театре.
Тренинг.Звук и шум.Музыкальная шкатулка.Наполним музыкой сердца.Музыка в красках.Ритм .Хлопки.Голос.Атмосфера леса.Чей голос.
Музыкальные этюды.
Тема 4
Создание образа - 21 часов
Практика
Импровизационные игры:Моя вообразилия.
Этюд:Я-маленький комарик. Я-маленький котёнок.Зеркало.Пожилой человек.
Новорожденныйребёнок.Сворливыйчеловек.Образ(радостный,злой,честный,хитрый,жадный,добрый)
Раздел 4
Работа над спектаклем– 105 ч.
Тема 1
Этюды-24
Практика
Тренинг.Приклеелся к стулу.Забыл портфель.На день рождении.Друг – предатель.
Ира-импровизация:Море апплодисментов.Фантики.Земля.Тень.Рассада.
Этюд.Я- продавец.Я-учитель.Я-водитель.
Тема2
Сцендвижение -24ч
Практика
Этюд: Очень тяжелые коньки,Мокрый снег.Черная комната.
Игра-Импровизация: Полет в страну фантазия. Опаздывающее движение. Белое-черное. Змейка.Молния.Разнобой.Море волнуется
Тема 3
Работа над текстом – 18 ч
Практика
Скороговорки: сложные - простые
Речевые тренинги .Артикуляционная гимнастика ( язык, губы, щеки , глотка)
Упражнения:
Пятачок.Свечи.Колокольчик.Уколы.Часики.Длинный язык.Лопата.Круг.
Дыхательные упражнения (резонаторный массаж)
Освобождение челюстей от зажимов. Упражнение: Ямки. Ленивый алфавит. Кивающая голова.
Тренинг.Испорченный телефон.Рифма.Писатель.
Тема 4
Репетиция на сцене - 24 ч
Практика
Тренинг.Пластическиекуклы.Потянулисьрастянулись.Марионетки.Спагетти.Напряжение-расслабление. Расслабление по счету. Перекат напряжения. Зажимы по кругу. Упор. Огонь-лёд.
Тема 5
Изготовление костюмов и реквизита – 9ч
Практика
примерка костюмов, установка декораций.
Заключительное занятие – 3ч

Методическое обеспечение программы.

1. Дидактические материалы:
- методические рекомендации по теме: «Игры игровые упражнения для детей 1 года обучения», автор Никитина А.Б.
- методические рекомендации тренинговых занятий по темам: «Актерское мастерство», «Пластика», «Сценическое движение»
- папка материалов по основным разделам программы 2 и 3 года обучения.
- раздаточный материал по основным разделам программы.
2. Сценарии:
-«Путешествие в страну сказок»
-«Сказка о рыбаке и рыбке»
-«Зимняя сказка»
-«Снегурочка»
- «Зима в Простоквашино»
- «Принц у ворот»

Материально-техническое оснащение программы.

1. Помещение для занятий и репетиций.
2. Инвентарь для выполнения ритмических упражнений.
3. Магнитофон, аудиокассеты, диски.
4. Костюмы для спектакля.
5.Грим.
6. Реквизит для постановки спектакля.



Список литературы для педагога
1. Аджиева, Е.М. 50 сценариев классных часов [Текст]:учебное пособие /Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
2. Бабанский ,Ю. К. Педагогика / Ю.К. Бабанский/[Текст] - М.:Просвещение, 1988. - 626 с.
3. Безымянная, О.Г. Школьный театр[Текст]:учебное пособие / О.Г.Безымянная, Москва «Айрис Пресс» Рольф, 2001 г.-270 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов./ [Текст]: Под ред.проф.А.В.Петровского. – М., Просвещение, 1973.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. [Текст]: Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
6. Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы личности: Автореф.дис.насоиск.уч.ст.докт.психол.наук / Н.А.Корниенко/[Текст]: – Новосибирск, 1992. – 55 с.
7. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, [Текст]: Советская Россия, 1970г.
8. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, [Текст]: Белгород, 2003 г.
9. Немов Р.С. Психология: Учебн.длястуд.высш.пед.учеб.заведений: [Текст]: В 3 кн.- 4е изд. / Р.С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.-Кн.»: Психология образования.- 608 с.
10. Особенности воспитания в условиях дополнительного образования. [Текст]: М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
11. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. [Текст]: Образовательный центр “Педагогический поиск”/под ред. Гуткиной Л.Д., - М., 1996. - 79с.
12. Панфилов А.Ю., Букатов В.М.. Программы. «Театр 1-11 классы». [Текст]: Министерство образования Российской Федерации, М.: «Просвещение», 1995г.
13. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками: Учебное пособие. [Текст]: - Белгород: Изд-во Белгородского гос. пед. университета, 1995. -222с.
14. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной/[Текст]:.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
15. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. [Текст]: -М.: Педагогическое общество России, 2002. -160с.
16. Чернышев А. С. Психологические основы диагностики и формирование личности коллектива школьников/ А.С.Чернышов/ [Текст]: – М., 1989.- 347с.
Литература для обучающихся
1. Воронова Е.А. «Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. [Текст]: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.-220 с.
2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. [Текст]: Третье издание, Москва «Айрис Пресс», 2004 г.-333 с.
3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» [Текст]: 2004, 2005 г.г.
4. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. [Текст]: М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. [Текст]: – М., 2003.
6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) [Текст]: – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. [Текст]: М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
8. Школьный театр. Классные шоу-программы»/ серия «Здравствуй школа» - [Текст]: Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 320 с.
9. «Школьные вечера и мероприятия» (сборник сценариев) [Текст]: - Волгоград. Учитель , 2004г

Словарь

Спектакль (франц. sреtасlе, от лат. sресtасиlиm — зрелище), произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком.
Мизансцена (франц. miseenscene — размещение на сцене), расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.
Декорация (позднелат. decoratio, от лат. decoro — украшаю), оформление сцены, воссоздающее обстановку действия.
Кулисы (франц. coulisse, от couler — скользить), плоские части театральной декорации, располагаемые по бокам сцены параллельно или под углом к рампе. Вместе с падугами они образуют т. н. одежду сцены. Раньше их закрепляли на рамах.. Теперь жёстких конструкций не существует (за исключением К., находящихся на первом плане сцены и образующих вместе с портальной кадугой декоративный портал). В переносном смысле К. — часть театра, находящаяся позади занавеса.
Портал (нем. Роrtal, от лат.роrta — вход, ворота), оформленный проём, в нашем случае оформленное зеркало сцены.
Рампа в театре, осветительное устройство, размещаемое на полу сцены по её переднему краю. Служит для освещения сцены спереди и снизу.
Аванссцена (лат. sсаепа, от греч. skёn — палатка, шатёр, театральные подмостки), место театрального действия. Аванс (франц. ауапсе), предшествующий
Падуга, часть театральной декорации. Состоит из полосы ткани, подвешенной на штанге к верху сцены, для скрытия верхних пролётов над декорациями, колосников, висящих декораций и др. Первую П., являющуюся частью портала сцены и постоянных кулис, иногда называют «арлекином».
Занавес театральный, элемент оборудования сцены или оформления спектакля. 3., закрывающий сцену от зрительного зала между отдельными картинами, перед началом и после окончания спектакля
Софит, соффит, сценический прибор, состоящий из светильников рассеянного света.
Сюжет (франц. предмет ход событий) - основное средство раскрытия содержания, воплощение замысла.
Фабула (с лат.сказание, молва) (обобщенно) (молва) состав событий, термин, обозначающий различные аспекты действия и повествования о нем.
Номер – отдельное, законченное выступление одного тили нескольких артистов, является основой эстрадного искусства.
Конферанс — искусство ведения концерта и импровизированного разговора или диалога со зрительным залом. Различают сольный и парный конферанс. Встречается инсценированный конферанс. В своем репертуаре конферансье обязательно имеет собственный номер, чаще всего речевого жанра.
Монолог в образе — сольное выступление артиста, обращенное непосредственно к зрителю. Чаще произносится «от маски», поэтому наиболее верное определение жанра — «эстрадный монолог в образе». Чаще всего носит юмористический или сатирический характер.
Фельетон — социально-публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению. Чаще всего произносится не в образе, а от лица артиста. От монолога отличается большей общественной звучностью, масштабом затрагиваемых тем.
Музыкальный фельетон — содержит в себе черты и монолога, и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального сопровождения. Очень разнообразен но эмоциональному воз действию — от лирического до гневно-публицистического. В музыкальном фельетоне музыка является не только приложением к тексту, а имеет драматургически определяющий характер.
Скетч — маленькая пьеска с небольшим количеством действующих лиц, чаще всего сатирического направления, с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так и в моделях поведения.
Сценка - от скетча отличается отсутствием сюжета. Чаще всего в ней обозначается место действия, и задаются условные предлагаемые обстоятельства.
Эстрадный диалог — еще более условен, чем сценка. Место действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, — реально идущий концерт. Отличительной особенностью является насыщенность текста репризами.
Эстрадный бытовой рассказ - в качестве литературной основы использует произведения, не написанные специально для эстрады. От художественного чтения отличается тем, что артисты всегда обращаются напрямую в зрительный зал от собственного лица, рассказывая историю, придуманную писателем как случай, происшедший лично с исполнителем.
Миниатюра — небольшое юмористическое, сатирическое, пародийное, лирическое произведение для эстрады - от разыгранного монолога до диалога нескольких действующих лиц. В строгом смысле является не отдельным жанром, а формой существования самых разных эстрадных жанров. Как разнообразная эстрадная форма составляет основу репертуара театра миниатюр.
Пародия — искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей от политических лидеров до эстрадныхрядом особенностей: исполнители одновременно выступают и как певцы, и как музыканты-инструменталисты, и часто как авторы музыки и текста исполняемого репертуара; как правило, вокально-.инструментальная группа придерживается какого-то определенного музыкального стиля и очень часто стремится создать собственный стиль, который является как бы визитной карточкой группы; в своих выступлениях вокально-инструментальные группы активно используют балет, пантомиму, звуковые, световые и пиротехнические эффекты; известны примеры (редкие), когда в этом жанре возникают театрализованные эстрадные номера.
Несмотря на частое использование в пародии комплекса выразительных средств (вокала, пластики), а не только слова и актерского мастерства, все пародии на эстраде относятся к речевому жанру (за исключением синхро-буффонады). Различают пародии портретные (на какое-то конкретное лицо) и пародии на социально-общественные явления (чаще всего такая пародия приобретает сатирический характер), на отдельные произведения искусства (например, на конкретную театральную постановку), на штампы отдельных видов искусства (например, пародия на оперные штампы).
Куплет — небольшое комическое, сатирическое, публицистическое стихотворение (буквально несколько строк, короткая строфа), положенное на какую-нибудь несложную мелодию. Всегда проходит сериями (несколько куплетов на одну тему) и содержит рефрен (повторяющиеся строки). Как правило, исполняется соло или дуэтом.
Буриме — шуточная игра со зрительным залом, когда из публики задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует стихи на тему в точном соответствии с заданными рифмами.
Все разговорные жанры в обязательном порядке требуют от исполнителя владения актерским мастерством. Это происходит даже в тех случаях, когда актер не разговаривает, а поет и двигается (как в некоторых видах пародии). Поэтому все без исключения разговорные жанры относятся к игровым эстрадным жанрам.
Если собственно актерское искусство или отдельные его элементы, такие, как действие в предлагаемых обстоятельствах, создание характера и др., присутствуют в некоторых разновидностях и других жанров, то и их можно отнести к игровым. В принципе это зависит только от способности исполнителя и фантазии режиссера.
Пантомима — искусство сценического действия, которое находит исключительное выражение в движении человеческого тела, в пластике, без слов. Пантомима очень разнообразна: от классической философской пантомимы до буффонады и клоунады. Существует специальный пластический язык пантомимы (шаг на месте, клетка, ходьба против ветра и т.д.). В пантомимическом номере очень часто используется прием игры с воображаемым предметом и партнером.
Клоунада — по преимуществу цирковой жанр, который, однако, исторически всегда существовал и на эстраде. Популярен жанр клоунады на эстраде и сегодня. Эстрадная клоунада не пользуется всем арсеналом выразительных средств цирка, а только частью их. Возникшая как простонародное балаганное искусство, клоунада сохраняет эти черты демократичности до сих пор. В основе клоунады — шутовское представление, которое исполняет клоун (клоуны), пользующиеся для создания характера своего клоунского персонажа — маской. (Внутри клоунады существуют как бы свои «специализации». Это клоуны-акробаты, клоуны-мимы, клоуны - музыкальные эксцентрики, клоуны-дрессировщики, клоуны-эквилибристы, клоуны-жонглеры и т. д. На эстраде наиболее распространены следующие виды клоуна/ил: клоуны-мимы, клоуны -музыкальные эксцентрики) иногда встречаются клоуны-акробаты и клоуны-гимнасты, жонглеры и эквилибристы.
Музыкальная клоунада (ЭКСЦЕНТРИКА) - разновидность клоунады, которую часто выделяют в Сдельный жанр; одинаково распространена как в цирке, так и на эстраде. В его основе — необычное, неожиданное, трюковое исполнение музыкальных произведений; с этой целью «не но назначению» используются) дрова, бутылки, бокалы с водой, пилы и т. п., на которых исполняются различные мелодии; другой прием «сальной эксцентрики — игра на музыкальном инструменте необычным способом (например, лежа на крышке рояля). Часто музыкальные эксцентрики играют только на отдельных частях инструмента или разбирают по ходу номера; используются трюковые инструменты, из которых льется вода, летит конфетти и т. п., а также инструменты, которые разваливаются или взрываются по ходу исполнения музыкального номера. Часто используется прием, когда артисты «разговаривают» друг с другом при помощи музыкальных фраз, имеющих ассоциативно - смысловую интонацию. Еще один прием музыкальной эксцентрики — игра сразу на нескольких инструментах. По существу, музыкальные эксцентрики — это разновидность музыкальных клоунов; артисты этого жанра должны не только быть хорошими музыкантами-инструменталистами, но и владеть актерским мастерством, так как очень часто номера музыкальной эксцентрики предстают перед зрителями в сюжетной форме.
* Выделена в отдельный жанр не только в силу традиции, но и ввиду наличия большого количества специфических особенностей, не присущих другим разновидностям клоунады.
Куклы на эстраде — один из самых популярных жанров на эстраде; обладает всеми признаками и разновидностями кукольного театра (пальцевая кукла, кукла-перчатка, тростевая кукла, кукла-марионетка, большая планшетная кукла), но выступления строятся в форме эстрадных номеров.
Тантамореска — на ширме высотой по плечи закрепляются куклы с маленькими руками и ногами. Один актер просовывает голову в отверстие и управляет руками куклы, а другой — ногами. Создается комическое сочетание короткого кукольного условного тела и живого лица актера. Тантамореска всегда объединяется с другими эстрадными жанрами, чаще с речевыми (сатирический монолог, пародия, куплет). Иногда исполняется комический танец.
Жонглирование — жанр, основанный на ловкости, на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или разных предметов. Жанр очень популярен не только в цирке, но и на эстраде. Различают следующие виды жонглирования: соло-жонглирование, где реквизитом служат палочки, мячи, шарики и шары, булавы; нужно различать жонглирование (подбрасывание и ловля) и выбрасывание (только одновременное выбрасывание предметов, без их ловли); рекордным классом является жонглирование восемью одинаковыми предметами (на репетиции некоторым артистам удавалось жонглировать десятью предметами, в представлениях это не удавалось — мешало волнение) и выбрасывание одиннадцати;при жонглировании разными предметами их количество сокращается чаще всего до трех, пять разных предметов в жонглировании — чрезвычайно высокий класс мастерства; групповое жонглирование — основано как на приемах соло-жонглирования, так и на приемах перекидки предметов; наиболее распространенный реквизит для группового жонглирования — булавы, палочки, кольца; антипод — жонглирование ногами; антиподисты выступают, лежа на специальной подушке-подставке (тринке);в этом виде жонглирования применяется не только подбрасывание предметов, но и различные их вращения; реквизит антиподистов — более крупные предметы — шары, барабаны, цилиндры, шестигранники; для театрализованных номеров в этом жанре часто используются бытовые предметы — стулья, кровати, ширмы, чемоданы, настольные лампы, тумбочки и т. д.
Дрессура (ДРЕССИРОВКА) — жанр, основанный на подчинении животных воле человека или использовании их инстинктивного поведения и условных рефлексов для создания такого впечатления; отдельные разделы дрессировки — дрессировка хищных и домашних животных, иногда выделяют дрессировку мелких животных. Особо сложная разновидность жанра — дрессировка смешанных групп животных, в особенности хищников, вместе с такими видами, которые в живой природе являются их добычей. Основной метод работы дрессировщика
— выработка у животных и птиц устойчивых условных рефлексов на основе их природных инстинктов, которые заставляют их выполнять определенные действия; на эстраде этот жанр представлен довольно широко, но, в отличие от цирка, на эстраде почти отсутствует работа с хищниками и не представлена дрессура больших групп животных; чаще эстрадный артист-дрессировщик работает с одним или небольшой группой домашних животных или птиц; часто артисты других жанров используют элементы дрессировки в некоторых фрагментах своих номеров; номера с дрессировкой нередко делаются сюжетными, что позволяет ставить небольшие сюжетные сценки, создавать впечатление диалога артиста и животного и т. д.
Эквилибр — основой мастерства исполнителей в этом жанре является удержание равновесия, номера строятся на демонстрации умения удерживать равновесие в необычном положении, на необычном снаряде; эквилибристика подразделяется на два вида — партерную и воздушную;
партерная эквилибристка — исполняется непосредственно на манеже (в цирке) или на настиле площадки (на эстраде).
Атлетика — в основе жанра лежит демонстрация необычной физической силы; в старом цирке одним из атлетики была борьба; сегодня атлетика подразделяется на два вида — силовые жонглеры и атлеты:
силовые жонглеры — номера этого жанра строятся на подбрасывании тяжелых предметов; чаше всего работают соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядра, штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгибают подковы и т. д.;
атлеты — номера этого жанра демонстрируют физическую силу в образно-художественной форме: это — богатыри, античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п.
Фокусы — в основе этого жанра создание иллюзии появления, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения предметов, животных и даже людей; номера этого жанра популярны на эстраде и очень часто театрализованы — артист создает характер, место действия, присутствует событийный ряд, он часто вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разговоре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусов; в номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственного помощника, но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителей; жанр подразделяется на два вида — манипуляцию и иллюзию:
манипуляция (второе название — престидижитация) основана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости и координации рук; в качестве реквизита используются, как правило, небольшие предметы — карты, шарики, монеты, платки и т. п.; во время выступлении манипуляторы пользуются специальными отвлекающими движениями, которые называются пассами; иллюзия основана на использовании специальной аппаратуры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.); выразительная иллюзия чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистентов, часто используются двойники-близнецы; выступления иллюзионистов, из-за большого количества участников, аппаратуры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характерной особенностью таких номеров является использование артистов-лилипутов.
Вентрология (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ) - этот жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает впечатление, будто слова произносит не один человек, а несколько; чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ведет репризный диалог, при этом кукла «говорит» за счет чревовещания, а артист — своим голосом; иногда, хотя и очень редко вентрологи выступают с «говорящими животными»; при работе над жанром требуется соблюдать особую деликатность и чувство меры, чтобы не возникало ощущения «занимательной патологии.
Имитация (или звукоподражание) — этот жанр необходимо отличать от разновидности того же названия в разговорных жанрах; в оригинальных жанрах это именно имитация звуков при помощи которых создаются звуковые картинки (например «Утро в деревне» — поют петухи, мычит корова, слышны голоса птиц и т.д.); часто номера этого жанра исполняются в форме «человек-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра.
Художественный свист — искусство исполнения мелодии с помощью свиста. Такой свист является своего рода трюком, так как исполнение мелодий возможно в необычном музыкальном диапазоне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; по этой причине относится к оригинальным жанрам. Часто создает необычную и оригинальную мелодическую трактовку музыкального произведения. В качестве музыкальной основы не пользуются произведения короткой музыкальной формы (или фрагменты больших форм, - например, ария из оперы), попурри. Обязательным условием является популярность и узнаваемость музыки, как современной, так и классической. Как правило, артист выступает в сопровождении концертмейстера, небольшого ансамбля или под инструментальную фонограмму.
Мнемотехника — основана на искусстве запоминания, иногда ее еще называют «отгадыванием мыслей па расстоянии»; номер обычно работается парой — один исполнитель стоит на эстраде и «отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, его профессию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него в руках предмет, и т, д.; в таких номерах действует скрытая форма передачи ответов — фразы-вопросы строятся таким образом, что по их построению «отгадывающий» получает подсказку: например, если говорится:«Ну, скажи, кого я взял за руку», то восклицание «ну!» в начале фразы для «отгадывающего» означает, что это девушка; если же вместо «ну!» звучит «вот!», это значит — юноша и т. д.; в качестве таких тайных знаков используется и определенный порядок слов в вопросе; по существу «отгадывание» происходит за счет зашифрованного кода, известного только артистам, но которому придается вид нормального разговора; жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, помнить редко употребляемые кодовые слова.
Дъяболо — в основе жанра лежит игра со специальным волчком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тонким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполнитель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок - дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаще исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидки.
Игра с хула - хупами (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ) - исполняется только женщинами; основные трюки — вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его — шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех таких номеров в большой степени зависит от совершенства и красоты телосложения молодой артистки, круговые и быстрые движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто
Вращающиеся тарелочки (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ) - номера этого жанра строятся следующим образом: исполнитель на нескольких тростях (рекорд — 22), которые установлены на подставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных причин постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручивает трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителей переживать — упадут или не упадут тарелочки, успеет или не успеет он подкрутить трости.
Сверхметкие стрелки — артисты этого жанра демонстрируют уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обязательно огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль». По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности.
Элементы композиции в драматургии
Экспозиция – вводит в курс события (о чем будет речь?).должна быть заинтересовывающей и лаконичной.
Завязка – начало события (первое событие) приводящее к развитию действия или дальнейших событий.
Развитие событий – цепь событий (сюжет) должен быть динамичными, стремительными, с элементами неожиданности, непредсказуемости. В его основе должен быть конфликт.
Кульминация – к чему все привело. Воплощение идеи, сверхзадачи. Результат возникшего конфликта, итог цепи событий, финал. Высшая точка развития Конфликта, центрально главное Событие. Кульминация в клубном мероприятии должна быть эмоциональной, яркой (желательно массовой).

Категория: Всероссийский конкурс "Радуга талантов" | Добавил: stv240791
Просмотров: 133 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 96
Комментариев: 9
Гостевая книга: 15
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017