Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 5650
» Новых за месяц: 2263
» Новых за неделю: 521
» Новых вчера: 101
» Новых сегодня: 19



Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1


Облако тегов

Главная » Статьи » Русский язык

Конспект урока по русскому языку в 10 классе


Урок русского языка
Учитель: Вахрушева С.А.
Место проведения: МКОУ ХМР «СОШ д.Согом»
Класс: 10
Тема: " Выразительные словообразовательные средства русского языка "
Цели урока:
- знакомство с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных
возможностях русского словообразования, показать их роль в тексте;
- формировать навыки культуры речи; закрепление навыков правописания.
Тип урока: изучение нового материала.
Оформление доски: Выразительные словообразовательные средства русского языка
1. Использование слов с суффиксами оценки.
2. Семантизация морфем.
3. Словообразовательный повтор.
4. Использование индивидуально-авторского словообразования (окказионализмов).
Оборудование: раздаточный материал, учебник «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (авторы: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко), толковые словари, ПК, экран.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Разминка.
- В каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одно и то же значение?
1. боец, мудрец, характерец;
2. испанец, немец, иностранец;
3. старец, хлебец, братец;
4. морозец, хитрец, борец.
- Верно: 2, т.к. обозначает название лиц по местности, национальности; в остальных случаях суффикс -ЕЦ имеет либо ласкательное значение, либо иронический оттенок.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е. 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.
- Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.
IV. Знакомство с основными художественными приёмами.
1. Осложнённое списывание. (Демонстрация текста на слайде.)
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]
Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет завгодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
– Запишите текст в форме диалога, расставьте пропущенные знаки препинания. (Выполнение работы.)
А) Самопроверка по восстановленному тексту. (Демонстрация текста на слайде.)
– Вот я тебя как высеку…
– Как милости вашей будет завгодно, – отвечал на всё согласный Селифан, – коли высечь, то и высечь; я ничуть не прочь от того. Почему ж не посечь; коли за дело, на то и воля господская…Оно нужно посечь, потому что мужик балуется… Коли за дело, то и посеки; почему же не посечь?
– Объясните вставленные орфограммы.
– Какая разница в значении слов высечь и посечь? (Гоголевский Селифан определяет для себя более лёгкое наказание, заменяя господское высечь на своё посечь.)
Б) Работа со словарями.
– Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря приставке: приставка ПО- образует глаголы со значением незначительной или неполной меры действия, совершаемого в течение короткого времени. Приставка ВЫ- означает исчерпанность действия, достижение чего-нибудь).
2. Работа по карточкам.
- А, сейчас, выполним работу по карточкам и пронаблюдаем над использованием слов с суффиксами оценки.
Карточка
– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?
1) Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».
Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка».
Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком».
– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?
2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел».
Карточка (ответ)
– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки?
1) Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее». (Расположение к собеседнику, желание угодить потенциальному жениху для Софьи.)
Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка». (Заискивание.)
Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком». (Сатирическая направленность, отрицательная оценка.)
– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?
2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел». (Из фельетона.) (Насмешливо-ироническое отношение автора к герою.)
3. Работа по учебнику.
- Поработаем по учебнику, выполним упр. №123 (1, 3).
-Выпишите слова с суффиксами оценки, ответить на вопросы к упражнению.
ВЫВОД: слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения, являются средством речевой характеристики героев.
3. Творческая работа.
А) Семантизация морфем и словообразовательный повтор.
- Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу:
- добавьте приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия доотрицательного состояния), убегаться (убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).
– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?
Семантизация – это выявление смысла, значения языковой единицы. Семантизация морфем — это использование значения морфем для привлечения внимания читателя к лексическому значению слова.
– Назовите словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод. (Все ключевые слова построены по одной словообразовательной модели со значением утраты: ).
Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.
– Какова роль повтора в тексте? Обратите внимание, как графически подчёркнута боль утраты: разрывом приставки.
– Найдите глаголы, в которых приставка РАС- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).
– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя?
(Аллитерация – [Р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», « сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)
Б) Приём ложной этимологизации слов. (Демонстрация задания на слайде)
- Определите значение слов «безграмотный», «варвар», «жаргон» (окончивший школу без грамоты, повар на две ставки, аспирин). Это шутливый этимологический словарик, его можно продолжить - «баранка» - овца, «волнушка» - мама абитуриента и т. д.
Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. (Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? Ученик: Это когда в телегу запряжено трое коней.)
В. Выборочное списывание.
– Прочитайте отрывки из художественных произведений. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели . Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах? (Завершение, прекращение действия).
Отсеребрилась, отзвучала...
Отцвела моя белая липа,
И вот из-за домов, пьяна,
Отзвенел соловьиный рассвет.
(С. Есенин)

В пустую комнату стучала
Ненужно ранняя весна.
(А. Блок)
Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.
Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.
V. Рефлексия. Оценки за урок.
– Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?
– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка? (Вывод записать в тетрадь.)
VI. Домашнее задание.
а) попробуйте составить шутливый словарик, используя слова зубочистка, изверг, заморыш, гастрит, известняк (по выбору);
б) подберите по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка,говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо.

Скачать материал: http://dfiles.ru/files/9yozrmj9y

Категория: Русский язык | Добавил: nexus-admin (06.12.2013) | Автор: Людмила Каримова E W
Просмотров: 2571 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 96
Комментариев: 9
Гостевая книга: 14
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017