Здравствуйте, Гость!
Мы просим вас войти или зарегистрироваться у нас на сайте.
Это откроет для вас дополнительные возможности
и раскроет весь потенциал нашего сайта.


Обновления сайта:

Статистика
» Зарег. на сайте
» Всего: 6607
» Новых за месяц: 394
» Новых за неделю: 103
» Новых вчера: 6
» Новых сегодня: 0



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Облако тегов

Главная » Статьи » Внеклассная раб.

Программа "Юный краевед"


Толстикова Людмила Александровна
учитель начальных классов первой категории
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Юность»
Дзержинского района
Утверждено на заседании отдела от
Протокол №
Зав. отделом
Образовательная программа
дополнительного образования детей
для коллектива
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»
Возраст детей: 7 – 10 лет
Программа рассчитана на 1, 2, 3 года обучения
Составитель:
Толстикова Л. А.
Педагог ДО

Пояснительная записка

Настоящая программа предлагается для обеспечения факультативного курса краеведения для учащихся начальной школы. С учётом имеющихся ресурсов программа характеризует условия, в которых планируется организовать кружковую работу, анализ ресурсов, цели и задачи данного курса, расписание занятий, учебно-тематический план, ожидаемые результаты, заключение, в котором приводится дополнительная информация.
Предмет «Краеведение» имеет основной целью пробудить интерес к родному краю, желание беречь общий дом и заботиться о нём.
Знать свой край, любить и беречь – это даже не задача всего человечества и каждого в отдельности, это нормальное ощущение комфорта и спокойствия, без которого наша жизнь превращается в выживание.
Предмет «Краеведение» раскрывает с экологической точки зрения многие стороны жизни Человека и Природы в Пермском крае, является дополнительным источником материала о природе, истории и культуре нашей области.
Одна из наиболее актуальных проблем предмета – научить жить на Земле, жить друг с другом в гармонии, начиная с самого раннего возраста, чтобы наш край попал в заботливые и надёжные руки.
Необходимость изучения предмета в том, что Прикамье – это территория близкая и доступная нам уже с детства, потому уже сейчас нужно узнать и понять детям, как прекрасен и неповторим наш общий дом, как необходимы ему наши внимание и забота.
Познакомить детей, как в нашем уникальном крае появились люди, как складывались их отношения с окружающим миром, как развитие цивилизации повлекло за собой возникновение экологических проблем и как, наконец, здоровая среда обитания и здоровье человека стали оцениваться как национальное достояние. Судьба нашей планеты, – а значит и Прикамья, и каждого из нас, – зависит от наших отношений друг с другом, с природой, со всем окружающим миром, от наших знаний и наших поступков.

Общие сведения о коллективе

1 год обучения: - наполняемость группы не менее 15 человек,
- основной возраст – 7 – 8 лет (1 класс),
- количество общих часов – 144 в год (4 часа в неделю).
2 год обучения: - наполняемость группы не менее 13 человек,
- основной возраст – 8 – 9 лет (2 класс),
- количество общих часов – 216 в год (6 часов в неделю).
3 год обучения: - наполняемость группы не менее 11 человек,
- основной возраст – 9 – 10 лет (3 класс),
- количество общих часов – 216 в год (6 часов в неделю)[1].
Занятия проводятся на базе МОУ «СОШ № 31».

Цели и задачи

Цели курса:
- Формирование гуманистического мировоззрения, экологической культуры у детей;
- Привитие у детей любви к природе, разумного и бережного отношения к ней;
- Ознакомление детей с историей своего края.
Задачи курса:
1) Образовательные:
- Познакомить детей с историей и культурой своего края;
- Рассмотреть экологические вопросы;
- Изучить литературу о знаменитых людях Прикамья;
- Научить работать с литературой, подбирать необходимый материал, писать рефераты, доклады, сообщения.
2) Развивающие:
- Привлекать детей к разнообразной творческой деятельности, приучить детей активно участвовать в конкурсах, соревнованиях;
- Развивать интерес к окружающему миру.
3) Воспитательные:
- Воспитывать у детей желание к совместной деятельности;
- Вовлечь детей в творческую трудовую деятельность через занятия кружка;
- Пробудить стремление вести здоровый образ жизни (улучшение психологического и физического состояния детей);
- Воспитывать у детей чувство патриотизма;
- Привить детям нравственно-логическую культуру.

Формы и методы учебно-воспитательного процесса

Формы занятий: групповые.
Формы деятельности: беседа, анкетирование, практическое занятие, дискуссия, экскурсия, презентация по ИКТ, видеопросмотр.

Формы и методы контроля

- Формами контроля являются: Наблюдение за поведением детей, опрос, таблица отзывов детей, анкетирование, викторина, конкурс, дневник наблюдений, выставка, контрольный урок, тестирование, творческое задание.
- Критерием эффективности программы является уровень развития знаний, умений и навыков по предмету.


Предполагаемый результат

По окончании 1 учебного года учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Родословие;
- Свой адрес;
- Свой район;
- Пермских детских писателей (Л. Кузьмин, Е. Трутнева);
- Растительность пермских лесов;
- Известных людей г. Перми.
УМЕТЬ:
- Выполнять правила поведения в окружающей обстановке;
- Подбирать материал по теме.
ИМЕТЬ:
- Желание вести ЗОЖ.

По окончании 2 учебного года учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Историю возникновения города;
- Достопримечательности города;
- Пермских писателей (Л. Давыдычев, В. Воробьёв);
- Животных Прикамья;
- Знаменитых людей г. Перми.
УМЕТЬ:
- Участвовать в конкурсах, мероприятиях;
- Выпускать альбомы, газеты с материалами о Прикамье;
ИМЕТЬ:
- Желание вести поисковую работу.

По окончании 3 учебного года учащиеся должны:
ЗНАТЬ:
- Природу Прикамья;
- Заповедные места;
- Народы Прикамья;
- Народное искусство Прикамья;
- Замечательных людей Прикамья;
- Геологию;
- Экологию.
УМЕТЬ:
- Вести исследовательскую работу;
- Писать рефераты и делать сообщения;
- Выпускать кружковые газеты, кроссворды, экологические плакаты;
- Писать отзывы о мероприятии.
ИМЕТЬ:
- Стремление к изучению своего края и охране природы.


Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:
- Литература для обучающихся;
- Канцтовары (бумага, карандаши, линейки, ластик, ножницы и т.д.);
- Медикаменты;
- Телевизор.
2. Методическое обеспечение:
- Программа кружка;
- Методическая литература;
- Энциклопедии;
- Флаг, герб, гимн Перми;
- Видеоматериалы.
3. Нормативные документы:
- Списки детей и сертификаты, сведения о детях;
- Журнал.

Учебно-тематический план
(1 год обучения)

№ Образовательный блок Тема Количество часов Формы учебных занятий Формы подведения итогов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 1) Знакомство с предметом;
2) Правила ТБ. 6 4 2 Беседа.
Анкетирование. Тестирование.
2 Пермский край. 1) Малая Родина; 10 7 3 Беседа.
Практическое занятие. Опрос.
Выставка.
Викторина.
2) «Семья»; 10 7 3
3) Район; 10 7 3
4) «Моя улица». 10 7 3
3 Пермские писатели. 1) Л. Кузьмин; 6 4 2 Беседа. Практическое занятие. Дискуссия. Опрос.
Наблюдение.
Конкурс.
Выставка.
2) Е. Трутнева; 6 4 2
3) А. Тумбасов; 7 4 3
4) Б. Ширшов. 7 4 3
4 Растительность пригородных пермских лесов. 1) Хвойные деревья; 8 5 3 Беседа. Практическое занятие. Экскурсия. Опрос.
Выствка.
Контрольный урок.
Таблица отзывов.
2) Лиственные деревья; 8 5 3
3) Кустарники; 8 5 3
4) «Это интересно». 8 5 3
5 Известные люди. 1) Пермяки – герои ВОв; 30 25 5 Экскурсия.
Беседа.
Дискуссия. Опрос.
Таблица отзывов.
2) Трудовой подвиг. 8 4 4
6 Итоговое занятие. Анкетирование. 2 - 2 Анкетирование. Анализ ответов.
Итого: 144 97 47

Содержание программы
(1 год обучения)

1. Вводное занятие.
1) Знакомство с предметом:
Зачем необходимо знать свой край? Ознакомление с программой.
2) Правила ТБ.
Правила ТБ на занятиях, экскурсиях и в быту.

2. Пермский край.
1) Малая Родина:
Преобразование маленькой деревни в город. Посещение места возникновения города. Подготовка сообщений.
2) «Семья»:
Составление родословной по фотоальбомам, рисункам. Подготовка рассказов о своей семье.
3) Район:
Почему он так назван: «Дзержинский»? Сообщения о районе. Какие заводы, учебные заведения, памятники есть в районе. Экскурсии к памятным местам (к бюсту Дзержинского на площади ул. Хохрякова). Викторина о районе.
4) «Моя улица»:
Беседа об улицах, на которых живут учащиеся. Что находится на этих улицах, почему они носят такое название. Экскурсия по проспекту Парковый. Наблюдение за новостройками. Рисунки детей «Моя улица» - выставка.

3. Пермские писатели.
1) Л. Кузьмин:
Биография писателя. Чтение его произведений и стихов: «Башмаки – простаки», «Капитан Коко и Зелёное Стёклышко», «Шагал один чудак». Составление кроссворда по книгам Кузьмина.
2) Е. Трутнева:
Биография писательницы. Чтение стихов Трутневой. Конкурс на лучшего чтеца.
3) А. Тумбасов:
Чтение книг писателя: «Смелый гриб», «Дрёма луговая», «Капельки». Обсуждение прочитанного. Конкурс рисунков – выставка.
4) Б. Ширшов:
Биография писателя. «100 загадок» Шишова. Разгадывание загадок. Чтение стихов о своём крае Ширшова. Выставка книг писателей.

4. Растительность пригородных пермских лесов.
1) Хвойные деревья:
Названия деревьев, их отличительные черты. Охрана деревьев. Выставка рисунков «Хвойные деревья». Экскурсия в парк. Игра «Найди дерево по названию».
2) Лиственные деревья:
Разновидность лиственных деревьев. Гербарии. Экскурсия в парк. Выставка рисунков. Подготовка сообщений о пользе деревьев.
3) Кустарники:
Кустарники и травы. Редкие растения. Полезные растения. Ядовитые растения (вороний глаз, волчеягодник и т.д.). Охрана растений. Подготовка сообщений. Выставка рисунков. Экскурсия в парк.
4) «Это интересно»:
Мифы и легенды о растениях.

5. Известные люди.
1) Пермяки – герои ВОв:
Изучение материалов о героях края. Встреча с участниками фронта. Выезд к мемориалу «Скорбящая мать». Улицы, названные в честь героев фронта и тыла. Подготовка сообщений о родственниках, которые работали в тылу или были на войне. Изготовление поздравительных открыток ветеранам.
2) Трудовой подвиг:
Подготовка сообщений о труде своих бабушек, дедушек в тылу. Чтение литературы о трудовом подвиге пермяков в тылу в годы ВОв. Просмотр слайдов.

6. итоговое занятие.
Анкетирование:
Выявление ЗУН за 1 год обучения путём анкетирования. Анализ ответов.
Наметить задачи на 2 год обучения.


Учебно-тематический план
(2 год обучения)

№ Образовательный блок Тема Количество часов Формы учебных занятий Формы подведения итогов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 1) Знакомство с программой на год;
2) Правила ТБ. 6 4 2 Беседа.
Анкетирование. Тестирование.
2 Пригородные пермские леса. 1) Деревья и кустарники города; 4 2 2 Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия. Опрос.
Викторина.
Выставка.

2) Лесная зона в парке «Балатово»; 4 2 2
3) «Лесная аптека»; 4 2 2
4) «Ядовитые растения»; 4 3 1
5) «Это интересно». 4 3 1
3 Основание города Пермь. 1) Начало города. От Брюхановки до Егошихи; 10 5 5 Беседа.
Экскурсия. Опрос.
Тест.
2) Улица Сибирская; 10 5 5
3) Улица Покровская; 10 5 5
4) Герб, гимн, флаг; 6 4 2
5) Администрация края (губернатор, мэр). 8 5 3
4 Достопримечательности города. Музеи и театры Перми. 34 12 22 Презентация.
Экскурсия.
Беседа. Таблица отзывов детей.
Выставка.

5 Пермские писатели. 1) А. Н. Спешилов; 10 8 2 Практические занятия.
Беседа.
Экскурсия. Викторина.
Опрос
Выставка.

2) В. воробьёв; 10 8 2
3) Л. Давыдычев; 10 8 2
4) Книжкина неделя; 6 4 2
5) Главная библиотека Прикамья им. Горького. 10 8 2
6 Животные Прикамья. 1) Крупные животные; 10 6 4 Видеопросмотр.
Практические занятия.
Экскурсия.
Беседа. Опрос.
Тестирование.
2) Средние животные; 8 6 2
3) Мелкие животные. 8 6 2
7 Пермяки в годы ВОв. 1) Пермяки – герои СССР; 12 10 2 Экскурсия.
Практические занятия.
Беседа.
Опрос.
Наблюдение.
2) «Боевые ордена в моей семье»; 12 9 3
3) Трудовой подвиг пермяков в годы ВОв. 12 9 3
8 Итоговое занятие. Подведение итогов за год. 4 2 23 Тестирование. Анализ ответов.
Итого: 216 136 80

Содержание программы
(2 год обучения)

1. Вводное занятие.
1) Знакомство с программой на год:
Знакомство с программой на 2 год обучения.
Выявление уровня знаний путём анкетирования.
2) Правила ТБ:
Беседа по правилам ТБ на занятиях.

2. Пригородные пермские леса.
1) Деревья и кустарники города:
Знакомство с флорой Пермского края. Подготовка сообщений. Игра «Найди дерево по названю».
2) Лесная зона в парке «Балатово»:
Экскурсия в парк «Балатово». Разнообразие деревьев и растений.
3) «Лесная аптека»:
Лекарственные растения (зверобой, крапива, тысячелистник). Гербарий. Подготовка сообщений. Выставка рисунков. Написание рефератов.
4) «Ядовитые растения»:
Разновидность ядовитых растений (мухомор, волчьи ягоды, вороний глаз и т.д.). Предотвращение отравления. Первая медицинская помощь при отравлении.
5) «Это интересно»:
Редкие растения, занесённые в красную книгу (орхидея, прострел (сон-трава), лиственница). Что означает «Красная книга»?

3. Основание города Пермь.
1) Начало города. От Брюхановки до Егошихи:
Возникновение города Пермь. Основатель – В. Н. Татищев. Экскурсия по городу, посещение памятника Татищеву. Губернский город Пермь. Подготовка сообщений. Экскурсия на место «Пермская диорама». Составление кроссворда.
2) Улица Сибирская:
Первая главная улица – Сибирская. Название улицы после революции – ул. К. Маркса. Экскурсия в старинные учреждения: Городской театр (ныне Театр оперы и балета), Дом благородного собрания (клуб УВД), Казённая палата (администрация города), Александровская мужская гимназия (корпус мед. академии).
3) Улица Покровская:
Знакомство с главной улицей города – ул. Ленина (ранее – ул. Покровская). История названия. Покровский собор (ныне здание фарм. академии). Пешеходная экскурсия по ул. Ленина. Крупные старинные дома: Особняк купца Грибушина (дом учёных), церковь Марии Магдалины (институт генетики), духовное училище (институт искусства и культуры). Кинотеатр «Триумф» - один из самых старых кинотеатров.
4) Герб, гимн, флаг:
5) Администрация края (губернатор, мэр):
Администрация города, края. Выпуск газеты с материалами о Прикамье.

4. Достопримечательности г. Перми.
Музеи и театры Перми:
История театров. Экскурсии в музеи и театры (краеведческий музей, художественная галерея, театр кукол, ТЮЗ, театр драмы, цирк). После посещения – обсуждение, составление таблицы отзывов. Выставка рисунков. Оформление фотовыствки. Написание сочинений о впечатлениях от экскурсий.

5. Пермские писатели.
1) А. Н. Спешилов:
Чтение сказок. Рисование иллюстраций к сказкам. Выставка работ.
2) В. воробьёв:
Чтение сказок. Инсценировка сказок. Викторина.
3) Л. Давыдычев:
Книги: «Жизнь Ивана Семёнова», «Эта милая Людмила».
Обсуждение прочитанного. Отзывы о прочитанном.
4) Книжкина неделя:
Проведение праздника книги. Оформление выставки.
5) Главная библиотека Прикамья им. Горького:
Экскурсия в библиотеку.

6. Животные Прикамья.
Просмотр слайдов и видеофильмов о животных. Работа с энциклопедиями. Подготовка сообщений. Экскурсия в парк «Балатово» к месту обитания белок.
1) Крупные животные:
Лось, медведь, кабан, олень.
2) Средние животные:
Рысь, волк, лиса, заяц.
3) Мелкие животные:
Белка, соболь, бобр.

7. Пермяки в годы ВОв.
1) Пермяки – герои СССР:
Работа с литературой – поиск материалов о героях. Экскурсия к памятным местам. Экскурсия в краеведческий музей.
2) «Боевые ордена в моей семье»:
Написание сочинений «Боевые ордена моих родственников». Изготовление и рассылка поздравительных открыток с Днём победы пожилым людям. Встреча с ветеранами.
3) Трудовой подвиг пермяков в годы ВОв:
Запись воспоминаний своих бабушек и дедушек о том, как они трудились в тылу. Поисковая работа.

8. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год.
Тестирование по курсу «Краеведение» за 2 год обучения.




Учебно-тематический план
(3 год обучения)

№ Образовательный блок Тема Количество часов Формы учебных занятий Формы подведения итогов
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 1) Ознакомление с программой 3-го года обучения; 4 3 1 Беседа.
Наблюдение.
Анкетирование.
Тест.
2) Составление плана работы; 2 2 -
3) Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях. 2 1 1
2 Знакомьтесь: «Пермская земля». 1) Где она? 3 2 1 Беседа.
Практические занятия.
Экскурсия. Опрос.
Выставка.
2) Какая она? 3 2 1
3) Символы земли пермской; 2 1 1
4) Заповедники Прикамья; 4 2 2
5) Крупные города Пермского края. 4 4 -
3 Человек и природа. 1) Первые люди в Прикамье; 8 8 - Просмотр видеофильма.
Беседа. Творческое задание.
Выставка.
2) Наскальные изображения на Вишере. 8 6 2
4


Геология.


1) Визитная карточка древнего Пермского края; 4 2 2 Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия.
Опрос.
Выставка. Выпуск газеты.
Творческое задание.

2) Кунгур. Ледяная пещера; 8 2 6
3) Кладбище пермских ящеров; 6 6 -
4) Подарки Нептуна и Хозяйки медной горы; 6 4 2
5) «Чёрное золото Прикамья». 4 2 2
5 Климат Прикамья. 1) Основные климатические характеристики; 6 3 3 Беседа.
Экскурсия.
Практические занятия. Наблюдение.
Дневник наблюдений.

2) «Народная мудрость гласит». 6 4 2
6 Воды края. 1) Край рек; 6 4 2 Экскурсия.
Практические занятия. Опрос.
Отзывы детей.

2) «Кама – Перми начало»; 8 4 4
3) «Знаете ли вы, что…». 6 4 2
7 Почвы. 1) «Почва – наш защитник»; 8 6 2 Беседа.
Практическое занятие. Опрос.
Наблюдение.

2) Зона рискованного земледелия; 6 4 2
3) «Народная мудрость гласит». 6 4 2
8 Растительный мир. 1) Край, богатый лесами; 8 4 4 Беседа. Презентация по ИКТ.
Экскурсия.
Опрос.
Наблюдение.
Викторина.
Тестирование.
2) «Это интересно…»; 8 6 2
3) «Симбиоз – это надежда». 4 2 2
9 Становление культуры в Прикамье. 1) Слияние человека с природой; 6 4 2 Экскурсия. Опрос.
Отзывы детей.
Выставка.
2) Крестьянский дом; 10 2 8
3) Художественные ценности края; 8 4 4
4) Пермская деревянная скульптура. 6 2 4
10 Путь к цивилизации. 1) Хозяева земли Пермской; 5 5 - Беседа.
Экскурсия.
Практическое занятие. Наблюдение.
Опрос.
Выставка.
Отзывы детей.
Анкетирование.
2) Экология Перми; 6 4 2
3) Центр культуры; 6 2 4
4) Взгляд в будущее. 3 3 -
11 Замечательные люди Прикамья. 1) Наши славные земляки (Граль, Серебренников, Воронцов, Генкель, Дягилев, Мамин-Сибиряк). 16 10 6 Экскурсия.
Беседа. Выставка.
Отзывы детей.
12 Солдатская судьба. 1) Александр Покрышкин; 4 2 2 Беседа.
Конкурс. Опрос.
Анализ выступления.
2) Пермские поэты о войне. В. Радкевич (к 80-летию со дня рождения). 8 6 2
13 Итоговое занятие. Беседа о курсе «Краевед». 4 2 2 Викторина. Тест.
Итого: 216 136 80

Содержание программы
(3 год обучения)

1. Вводное занятие.
1) Ознакомление с программой 3-го года обучения;
2) Составление плана работы:
Составление плана работы с учётом пожеланий детей.
3) Беседа о безопасности жизнедеятельности на занятиях:
Инструктаж ТБ во время проведения занятий и экскурсий.

2. Знакомьтесь: «Пермская земля».
1) Где она?
Знакомство детей с расположением Прикамья на карте. Когда образовалось Прикамье.
2) Какая она?
Какая она? Большая или маленькая. Площадь Прикамья.
3) Символы земли пермской:
Рассказ о 1-м, 2-м, 3-м – новом гербе 1995 г.. Рисование гербов. Подготовка к выставке рисунков гербов.
4) Заповедники Прикамья:
Знакомство с заповедниками Прикамья: Вишерским, Басеги. Чтение тематической литературы. Экскурсия в ботанический сад. Знакомство с основателем – профессором Пермского университета Вороновым Г. А.
5) Крупные города Пермского края:
Рассказ о крупных городах Пермского края: Кунгур, Усолье, Соликамск, Оса, Лысьва.

3. Человек и природа.
1) Первые люди в Прикамье:
Показ видеофильма. Сбор материала о первых людях Прикамья. Подготовка и защита презентаций.
2) Наскальные изображения на Вишере:
Сообщение педагога и показ иллюстраций с наскальными изображениями, найденными в Вишере. Подготовка к выставке рисунков.

4. Геология.
1) Визитная карточка древнего Пермского края:
Рассказ о том, что море приходило на Пермскую землю не один раз и оставило много следов. Главными свидетелями являются: широкое распространение легкорастворимых пород (известняка, гипса, соли), наличие в земных слоях пермского периода окаменелостей (скелетов морских и сухопутных животных, раковин моллюсков, стволов деревьев), открытия месторождений полезных ископаемых (соль, нефть, уголь), связанных с осадочными морскими отложениями и др.
2) Кунгур. Ледяная пещера:
Экскурсия в Кунгурскую ледяную пещеру – древний геологический памятник природы, который сформировался 10 тыс. лет назад.
Оформление фотостенда, выпуск газеты.
3) Кладбище пермских ящеров:
Работа с иллюстрациями древних пресмыкающихся, которые были обнаружены у д. Ежово в районе г. Очёр. Экскурсия в краеведческий музей г. Очёр и в г. Пермь.
Работа с литературой.
4) Подарки Нептуна и Хозяйки медной горы:
Знакомство детей с минералами, которые добывают в Прикамье.
Подготовка сообщений о полезных ископаемых и их применении. Написание и защита рефератов. Оформление выставки рефератов.
5) «Чёрное золото Прикамья»:
Месторасположение нефти. Работа с картой полезных ископаемых Прикамья. Подготовка сообщений.

5. Климат Прикамья.
1) Основные климатические характеристики:
Правила ведения дневника наблюдений, подведения итогов по результатам наблюдений.
2) «Народная мудрость гласит»:
Сбор материала с народными пословицами, приметами о погоде. Оформление газеты о народных приметах.

6. Воды края.
1) Край рек:
Водный фонд области: сколько рек, озёр, прудов, водохранилищ, какие из них самые глубокие и большие по площади.
2) «Кама – Перми начало»:
Роль р. Кама: общественно-исторический фактор, Кама – промышленная.
Экскурсия на р. Кама.
Написание сочинений.
3) «Знаете ли вы, что…»:
Роль воды в жизни человека. Вода – минерал, без которого на Земле нет жизни.
Работа с литературой. Составление кроссворда.

7. Почвы.
1) «Почва – наш защитник»:
Роль почвы в природе. Виды почв.
2) Зона рискованного земледелия:
Зона рискованного земледелия. Охрана почв. Карта почв.
3) «Народная мудрость гласит»:
Работа с литературой: поиск пословиц и поговорок о почве. Оформление газеты. Написание сообщений.
8. Растительный мир.
1) Край, богатый лесами:
Типы лесов: еловые, широколиственные, сосновые леса, лесостепные участки. Показ презентации о лесах.
2) «Это интересно…»:
Реликтовые (редкие) растения: астрагал кунгурский, росянка, лиственница, сон-трава и др. Написание и подготовка сообщений.
Экскурсия в лесной массив «Балатово».
Наблюдение за растениями. Викторина о растениях.
3) «Симбиоз – это надежда»:
Лишайники – полезное сожительство двух организмов.

9. Становление культуры в Прикамье.
1) Слияние человека с природой:
Пермский звериный стиль (VII – X век), представленный многочисленными монетками, подвесками, объёмными изображениями животных, птиц, рыб. Обереги. Одухотворение человеком природы. Происхождение каждого древнего рода (велось от какого-то животного, которое считалось братом по крови).
2) Крестьянский дом:
Убранство дома. Экскурсия в краеведческий музей.
3) Художественные ценности края:
Экскурсия в художественную галерею. Художники края. Оформление газеты.
4) Пермская деревянная скульптура:
Экскурсия в Хохловку – музей под открытым небом. Составление фотовыставки.

10. Путь к цивилизации.
1) Хозяева земли Пермской:
Землевладельцы Строгановы (XVII в.). Появление промышленности на Урале.
2) Экология Перми:
Экологическая проблема в Прикамье. Участие в акциях: «Чистая вода», «Береги природу». Изготовление экологических плакатов. Написание рефератов.
3) Центр культуры:
Пермь – главный центр науки и культуры. Экскурсия по городу.
4) Взгляд в будущее:
Беседа о том, что судьба планеты зависит от отношений людей друг с другом, с природой, со всем окружающим миром, от поступков людей.

11. Замечательные люди Прикамья.
1) Наши славные земляки (Граль, Серебренников, Воронцов, Генкель, Дягилев, Мамин-Сибиряк):
Знакомство детей с биографиями знаменитых людей Прикамья: А. Г. Генкель – профессор, ботаник; Ф. Х. Грааль – врач; Мамин-Сибиряк – писатель и т.д.).
Подготовка сообщений. Экскурсия в музей Дягилева в гимназии № 11.

12. Солдатская судьба.
1) Александр Покрышкин:
Подвиг А. покрышкина. Подготовка сообщений.
2) Пермские поэты о войне. В. Радкевич (к 80-летию со дня рождения):
Знакомство с творчеством Радкевича. Проведение конкурса чтецов.

13. итоговое занятие.
Беседа о курсе «Краевед»:
Выявление ЗУН по пройденному материалу. Отзывы детей о курсе. Викторина «Знаешь ли свой край?».


Список литературы

1. Н. А. Князева «Маленький пермяк», - П., 2000 г.;
2. Ю. Дмитриев «Большая книга леса», - М., 1974 г.;
3. В. Михайлюк «Город мой Пермь», - П., 1973 г.;
4. С. Торопов «Дорогами народной славы», - П., 1984 г.;
5. Ю. Алянский «Азбука театра», - М., 1990 г.;
6. «Золотые звёзды Прикамья», - П., 1988г.;
7. Герасимов «Животный мир нашей Родины», - М., 1985 г.;
8. «Растительный мир Прикамья», - П., 1988 г.;
9. Верзилин «По следам Робинзона», - М., 1956 г.;
10. Меерзюк «На чём город стоит и чем знаменит», - М., 1973 г.;
11. Подюков «Сны, приметы, загадки», - П., 1994 г.;
12. Смирнов «Лес», - М., 1969 г.;
13. «Литература Прикамья», - П., 2001 г.;
14. Энциклопедии.
15. Черных, Похожаева «Твоё Прикамье».


План воспитательной работы
(1, 2, 3 год обучения)

Октябрь Праздник осени;

Декабрь Новогодний утренник;

Февраль «Рыцарский турнир» (23 февраля);

Март «А ну-ка девчонки!» (8 марта).

Категория: Внеклассная раб. | Добавил: Людмила (21.09.2015) W
Просмотров: 623 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Форма входа
Логин:
Пароль:

Это важно!








Счетчик материалов
Сообщений на форуме: 0/0 Банк материалов: 97
Комментариев: 9
Гостевая книга: 19
Банк статей: 59
Вакансии: 7
Новости: 24
Сайтов: 5
Тесты: 4
FAQ: 4


Мы рады приветствовать Вас на Российском информационно-образовательном портале!

Данный проект позволяет сделать образовательный процесс более «прозрачным» для родителей учеников и
более эффективным и насыщенным для детей и педагогов.
В различных разделах настоящего портала Вы можете:
поучаствовать в опросе, высказать свое мнение о качестве предоставляемых услуг   
разместить свои методические разработки в "Банке материалов", получив именной сертификат;
разместить свои статьи в "Банке статей", получив именной сертификат;
стать активным участником нашего форума, получив сертификат;
обменяться мнениями и полезной информацией и многое другое!
Copyright MyCorp © 2017